Прокофьева Надежда
Метод кинотерапии как практический инструмент групповой работы, направленной на личностный рост и развитие участников.
Метод кинотерапии основан на совместном анализе просмотренного фильма и дальнейшей коррекции выявленных зон ближайшего развития участников группы. Кинотерапия – тонкий, мощный и современный инструмент самодиагностики и коррекции бессознательной сферы психики. По мере просмотра фильма и анализа эмоционального восприятия его образов, участники исследуют свои личностные особенности и выявляют бессознательные сценарии и паттерны поведения. Вслед за этим становится возможным переход к сознательной коррекции действий и осознанным изменениям в жизни.
Кинотерапия — это просмотр популярных художественных кинофильмов с последующим обсуждением в группе, — творческий процесс самопознания в комфортной атмосфере. Одно и то же событие интерпретируется людьми по-разному, а иногда и противоположно. Всё окружающее воспринимается через скрытые «фильтры» сознания. Материал фильма используется как средство выявления скрытых мотивов и подсознательных установок, искажающих реальность. Участники кинотерапии воспринимают образы фильма, ориентируясь на собственные внутренние образы, которые, в свою очередь, определяются собственными потребностями. Восприятие каждым участником образов фильма точно соответствует его собственной потребности, проекции его комплекса, его стереотипам. Это позволяет вывести на сознательный уровень внутреннюю причину той или иной проблемы.
Кинотерапия как метод групповой работы может быть использован как в качестве средства самопознания и раскрытия внутренних резервов личности, так и средства эффективной саморегуляции. Это и вспомогательный метод в психологическом консультировании, и дидактический материал в учебном процессе.
Кинотерапия является частью одного большого направления — арт-терапии. Как нет необходимости выделения метода кинотерапии в отдельное направление, так нет и смысла сужать спектр всех возможных ресурсов, имеющихся в распоряжении тренера, психолога, учителя или иного специалиста, работающего с группой. Первоначально арт-терапия применялась в больницах и психиатрических клиниках в работе с тяжело больными пациентами. Сегодня арт-терапия «шагнула в массы» и используется для оказания психологической помощи широкому контингенту клиентов, отдаляясь от своей психоаналитической основы и становясь доступным средством саморегуляции и личностного роста.
Кинотерапия как частный случай арт-терапии может служить способом освобождения личности от внутренних напряжений, трансформации глубинных переживаний, разрешения внутри- и межличностных конфликтов. Кинотерапия является прекрасным средством диагностики личностных проблемных областей и зон ближайшего развития человека, выводя на поверхность бессознательный материал, делая его доступным для анализа и в целом ускоряя процесс позитивных личностных изменений.
«Как замечательно, что есть возможность собраться для просмотра фильмов всем вместе, чтобы увидеть намного больше! Неужели не волшебство?! Кинотерапия – действительно сильная штука!!! А иногда и единственно возможный и экологичный способ разобраться во многих вопросах, которые ставит перед нами жизнь. Фильм здесь не повод для спора, а источник возникновения различных мнений, переживаний, вопросов, требующих осмысления. Эта терапия начинает свое воздействие уже во время просмотра кино и продолжает во время обмена впечатлениями о просмотренном. И это совсем не больно…» (Игорь Ф., участник кинотерапевтической группы)
«Насколько правильно мы понимаем героя фильма, я думаю, совсем не важно. Главное, с его помощью можно лучше понять себя. Когда смотришь фильм, то видишь будто бы свою собственную проекцию… Это все равно, что сон посмотреть… Думаю, фильм и оживает благодаря тому, что зритель его наполняет смыслом…» (Алиса В., участник кинотерапевтической группы)
Полезные эффекты достигаются за счет улучшения способности участника к рефлексии, внимательности к своим чувствам, формирования привычки мыслить позитивно. Внутренние конфликты и глубинные переживания легче выражаются с помощью зрительных образов. Отождествляясь с тем или иным персонажем фильма, участник кинотерапии способен отреагировать личный бессознательный материал, образно говоря, «взяв в займы» те чувства, которые герой переживает на экране в его присутствии.
Кроме того, активный, вовлеченный зритель принимает участие в творческом акте сотворения фильма, совместного с режиссером и актерами, и эта творческая активность позволяет ему не только прояснить зрительные и кинестетические ощущения, фантазирование и воображение, но и экспериментировать с ними, усиливая ощущение собственной личностной ценности и целостности и повышая художественную компетентность.
Кинофильм — это метафора, в которой отражается определенная жизненная ситуация, поэтому, для того, чтобы оказывать терапевтическое или обучающее действие, сюжет фильма должен иметь сходство с ситуацией, в которой находится клиент, и предлагать продуктивный выход из нее. Зрителя волнуют фильмы, которые эмоционально созвучны внутреннему запросу, и иногда бывает достаточно посмотреть одну кинокартину, чтобы найти решение повседневной проблемы.
С точки зрения социального научения, сюжет кинофильма может выступать для участников группы моделью сложных жизненных ситуаций и иногда даже алгоритмом их разрешения. Например, на бизнес-тренингах, посвященных темам «Ведение переговоров», «Стили управления» или «Разрешение конфликтов», зачастую используются фрагменты известных кинофильмов, иллюстрирующие те или иные способы поведения и их последствия, и служат, тем самым, прекрасным дидактическим средством обучения. После совместного просмотра фрагмента кинофильма в группе участники имеют возможность смоделировать соответствующую ситуацию в упражнении и отработать те или иные навыки. Бизнес-тренеры и руководители применяют метод кинотерапии в качестве тренажера для решения проблем бизнеса, а некоторые компании используют совместный просмотр кино как средство внутрифирменного PR и инструмент налаживания межличностных и межгрупповых взаимоотношений.
В зависимости от поставленных задач и вопросов для работы кинотерапевтической группы выбирается фильм, отражающий ситуацию участников и побуждающий их к развитию и переосмыслению жизни.
Резюмируя сказанное, подчеркнем, что областями применения кинотерапии являются: выявление психологических особенностей, поиск и раскрытие внутренних резервов и потенциала личности, решение проблем семьи, воспитания детей и молодежи, решение проблем бизнеса, налаживание межличностных взаимоотношений, формирование навыка анализа символического материала
Основные этапы работы кинотерапевтической группы:
— Начальный этап: создание доверительной атмосферы в группе.
— Задание, концентрирующее внимание на теме.
— Просмотр фильма.
— Спонтанное обсуждение.
— Обобщение результатов обсуждения.
— Анализ несоответствий и индивидуальных проекций.
— Работа с образами.
— Анализ актуальной ситуации.
— Заключительный этап: подведение итогов
Рассмотрим их подробнее.
Создание доверительной атмосферы.
Эта процедура может включать в себя:
— представление не знакомых между собой участников;
— совместное обсуждение какого-либо вопроса, связанного или отстраненного от предстоящего фильма;
— формулирование «запроса», планирование целей присутствия и личного результата кинотерапии, постановка ключевых вопросов сеанса;
— обсуждение одной из тем, которую затрагивает фильм
Задание, концентрирующее внимание на теме.
Перед сеансом можно попросить участников обращать внимание на
— эмоциональные и физиологические переживания
— позитивные и негативные образы и характер музыки
— разыгрываемые героями фильма стереотипы поведения
— приемлемые и неприемлемые с точки зрения участников стили поведения героев фильма,
Просмотр фильма. Стоит позаботиться об удобстве участников в процессе просмотра – свободное расположение стульев в помещении, возможность угоститься чаем или кофе, записать свои впечатления (наличие письменных принадлежностей)
Спонтанное обсуждение. Участники в кругу высказывают мысли и чувства, вызванные затронувшими их эпизодами и образами фильма.
Обобщение результатов обсуждения. Резюмируя, ведущий может выписать на флипчарте общий список тем, затрагиваемых фильмом, и символов, значимых для участников.
Анализ несоответствий. Внимание зрителя обращается на его утверждения, расходящиеся с реальным содержанием фильма. Таким образом, через осознание проекций, искажающих восприятие реальности, происходит выявление и осознание участниками связи между личными эмоциональными реакциями и скрытыми потребностями.
Работа с образами. Здесь могут быть использованы упражнения, направленные на:
— детальное исследование значимых символов фильма;
— работа с воспоминаниями и их новым, в свете фильма, прочтением;
— дискуссии на отдельно выбранную, значимую для участников тему, затрагивающую их мировоззренческую позицию;
— работа с выявленными установками;
— экспериментирование с индивидуальными сценариями и ролевыми выборами.
Анализ актуальной ситуации. Ведущий помогает участникам проанализировать свои жизненные ситуации, осознать свои актуальные потребности, скрытые за значимыми символами.
Заключительный этап. Перед расставанием участникам можно предложить:
— подвести итоги сеанса и сделать полезные для себя выводы;
— принять решение о дальнейших действиях, ведущих к удовлетворению выявленных и осознанных потребностей;
— выполнить домашнее задание (сделать дневниковую запись, провести наблюдения или изменения в рабочей ситуации, нарисовать по следам кинотерапии рисунок или сделать коллаж, укрепляющий принятую новую позитивную установку)
Об уровнях анализа фильма
Существует несколько различных уровней анализа фильма. Самый простой и привычный — погружение в метафору, совместное эстетическое переживание с последующей интерпретацией сюжета.
Более сложный включает в себя работу со значимыми для участников символами и их возможными смыслами. Здесь основной механизм восприятия киноматериала – проекция — становится главной областью сосредоточения внимания при аналитическом разборе. Для выявления значимых проекций используется спонтанное обсуждение, в котором от содержания фильма участники переходят к обсуждению личного отношения к его сюжету, отдельным сценам, актерской игре, значимым символам. Ведущий группы помогает участникам сконцентрировать внимание на образах и символах фильма, подводя к самостоятельной интерпретации сюжета и ответам на актуальные вопросы, родившимся в процессе просмотра и обсуждения.
Уровень анализа фильма зависит от целей проведения кинотерапевтического сеанса.
Например, если целью встречи группы является создание атмосферы доверия и поддержки, тогда одной из задач будет получение эстетического удовлетворения при совместном действии (просмотре кинофильма и обсуждении). В этом случае зоной внимания в момент группового обсуждения станет удовольствие, полученное участниками. Ведущая роль, предлагаемая участнику – «наблюдатель». Результатом просмотра и обсуждения явится снижение внутренних напряжений путем иллюзорного исполнения желаний.
Если целью встречи является получение нового опыта путем непосредственного проживания, то зона внимания в момент обсуждения будет находиться в области ролевых предпочтений и выборов частников, анализе жизненных сценариев и стратегий. Тогда ведущей ролью, предлагаемой участнику кинотерапевтического сеанса, будет «активный участник событий», что в результате с помощью ролевых игр и упражнений приведет его к изменению поведения в реальной жизни.
Если участники собрались на встречу с целью самопознания, то внимание в обсуждении будет сосредоточено на их мировоззренческих установках, жизненных принципах, ценностях и позициях. В таком обсуждении участник берет на себя право быть соавтором фильма. Кинокартина становится частью его жизни, содержание присваивается полностью или корректируется отчасти с помощью активного воображения, что в результате приводит к философскому переосмыслению реальности и своего места в ней.
О восприятии и об осознании – есть ли проблема взаимосвязи?
Как уже говорилось, существуют различные уровни восприятия и анализа киноматериала.
Не так давно я присутствовала на значимом для культурной жизни Санкт-Петербурга событии. «Ночь без попкорна» проходила в Доме Кино.
Название мероприятия привлекло соответствующего зрителя: в зале присутствовали люди, в-основном, молодые, — некоторые из них еще присматриваются к роли «эстет», кто-то пришел потусоваться, а некоторые редкие были похожи на ценителей, понимающих и любящих хорошее кино.
Удивительный и забавный парадокс – или банальность? – название «Ночь без попкорна» привлекло тех, в чьем сознании кино и попкорн совмещены. А содержание – три фильма Феллини – оказало не столь уж великое воздействие на зрителя, явившегося поучаствовать в «элитном» развлечении. (это к слову, к вопросу о значимости названия – «как вы лодку назовете…»)
К счастью, несмотря на такое выделение целевой аудитории, лишившее присутствующих возможности почувствовать свою связь с предыдущими поколениями киноманов-интеллектуаллов, тем не менее, и содержание оказывало на публику некоторое влияние.
Если сначала в зале раздавались смешки и присутствовало предвкушение безграничного веселья, то с течением фильма великий мастер сумел «заставить себя уважать», — и вот уже после первой картины люди выходят из зала немного другими. Впечатление от фильма читается на лицах. И вторым слоем на этих же лицах лежит печать недоумения. Всё же, наверное, для того, чтобы понимать, о чем ведет речь Феллини, нужно иметь хотя бы небольшой опыт путешествий в его время и среду, не говоря о некотором багаже культурных накоплений… Я смотрела на лица, прислушивалась к репликам людей и, ориентируясь и на себя также, остро осознавала, что еще несколько мгновений (часов, дней), и послевкусие от фильма уйдет, растворившись в последующих впечатлениях ночи… Останется ли след от прожитого фильма? – Изменится ли что-либо во мне?.. – Узнаю ли я нечто драгоценное?.. Или фильм останется на обидно-незначительной полке сознания с табличкой – «забавное времяпрепровождение»?..
Все мероприятие наводило на мысли о знакомстве детей с великим творением мировой литературы «Война и мир». Пусть многие подростки читают только оглавление, не в силах пробиться через незнакомые слова и странные нравы далекой уже эпохи, но если хотя бы один ученик из класса вернется к роману когда-нибудь уже в зрелом возрасте, — зная, что «Война и мир» существует в природе, имея его в списках «слегка познанного», а теперь готового быть узнанным, — уже это было бы большим уловом для учителей.
А еще это было похоже на отпуск. Некоторые люди приезжают, например, в Испанию, и две недели проводят на пляже бассейна в ограде отеля, где «всё включено»… Очень приятно и полезно для здоровья побыть иногда в состоянии травы, — но стоит ли это того, чтобы ехать за тридевять земель в неизвестную страну с богатейшей многовековой культурой?
Стоит ли Феллини того, чтобы его просто смотрели?.. Заслуживает ли он того, чтобы его употребляли вместо поп-корна?
Без размышлений и вербализации впечатление вынуждено томиться в бессознательных сферах и, возможно, не способно украсить личность новым приобретением, укрепить ее еще одной, ставшей явной, гранью. И фильм, — даже самый гениальный, — без периода последующих размышлений о нем и осмысления рискует остаться в памяти ярким эмоциональным пятном, так и не дошедшим до осознания и не обогатившим личность.
И в этом случае, в цепочке последовательности «исследовательское движение –восприятие информации — последующее исследование» человек застревает на уровне восприятия информации без утилизации и развития. И тогда кинокартина из истинно человеческого – интеллектуального, развивающего — удовольствия перекочевывает в разряд биологического, гурманного, — одномоментно восстанавливающего эмоциональные силы, но не питающего душу и разум человека. На ум приходит кадр из фильма: «Что это, Бэримор? – Овсянка, сэр!» … и он накладывается на ночную реальность Дома Кино с ее откликами на происшедшее: «Что это было, ты понял? – Феллини, дорогая!»
Характерны записи, оставленные посетителями «Ночи без попкорна» на форуме сайта, его рекламировавшего:
1 постскриптум (сразу после окончания мероприятия):
20 сентября 2008 в 7:24
СПАСИБО ВСЕМ БОЛЬШОЕ!!!
2 постскриптум:
20 сентября 2008 в 15:04
ну как впечатление?
3 постскриптум:
21 сентября 2008 в 13:01
Все отсыпаются)
Отлично.
И это – всё. «Сухой остаток» оказался микроскопическим. Радости и впечатлений в процессе было много – я тому живой свидетель! — а вот обратная связь о значимости происшедшего до жалости скудная… Мероприятие не превратилось в Событие
Попробуем представить себе, что происходило бы со зрительскими впечатлениями, если бы в зале, кроме двух пассивных – публики и экрана, — присутствовал бы еще один активный элемент: ведущий.
Фильм заканчивается, люди возвращаются в свои кресла, выпив кофе и вина, но вместо того, чтобы выплеснуть свое внимание в очередной шедевр – оказываются все в том же процессе. Они обнаруживают, что путешествие по только что увиденному фильму продолжается! Как если бы они осваивали город: можно побывать в Петербурге, можно – в светском Петербурге, можно в Петербурге Достоевского, а можно и в криминальном – кого что захватит. Подобно путешествию по городу, ведущий, как опытный гид, может провести зрителей по незамеченным ими или не до конца изученным, но ярким и значимым уголкам фильма, ввести их внутрь нового пространства, открыв потайные двери своим ключом.
Делает он это, концентрируя внимание участников обсуждения на той или иной грани кино-повествования, или на возникших, совсем не иллюзорных, чувствах присутствующих, путем задавания рамок обсуждения. Как если бы мы смотрели вдаль и любовались прекрасной вершиной, но вдруг попавшийся в руки бинокль открыл совсем другие пейзажи, — так и обсуждение фильма позволяет проникнуть глубже в его содержание… Как это могло бы выглядеть?
Взяв самый простой уровень погружения, Ведущий может предложить участникам, к примеру, рассмотреть их взаимодействие с комедией.
· Рамка №1. Итак, с чего всё начиналось?
Вы прочитали аннотацию
«23:59 – «И корабль плывет» (1983, 128 мин.)
В июле 1914 года из Неаполя отплывает роскошный лайнер «Глория Н.» со странными для постороннего взгляда пассажирами на борту, которые сопровождают прах оперной дивы Эдме Тетуа (прообраз Марии алласс)»
— и приняли решение ЭТО посмотреть!
Вспомните Ваши ожидания…
— Наконец-то восполню свои культурные пробелы!
— Узнаю побольше о Марии Калас.
— Расскажу друзьям о том, что смотрел Феллини всю ночь – повышу рейтинг…
— Организаторы ведь обещали «погружение в океан эмоций с первых минут»! Говорили, что «каждый может стать королем ночи, окунувшись в атмосферу праздника искусства»! Cool!!! Я буду супер-мальчик-король!!!
— Всё равно нечего делать ночью – не спать же! Это интересное предложение! Проведу время с друзьями, необычным образом развлекусь!
· Рамка №2. Как начиналось Ваше взаимодействие с фильмом?
— Фильм начался с черно-белых беззвучных кадров. Мне это показалось смешным. Я подумал: «Ну и попал же я на тягомотину! Расскажу завтра всем, как я влип!»
— А мне сразу понравилось! Такие забавные персонажи! У них такие смешные мордочки!
— Мне было неудобно сидеть, долго не могла понять, в чем дело…
— А я сразу уснула!!!!!
· Рамка №3. Что происходило с Вами в процессе просмотра?
— Но потом я втянулся! Меня захватил сюрреалистический сюжет! Ключевым был момент появления сербов! Вот это классно! Вот это я понял и сразу включился!!! Это было для меня о том, как мы привычно погружаемся в обыденность, и только что-то экстраординарное может привести нас в чувство!
— Да, момент с сербами сделал и богему живее! Они стали похожи на людей, а не на запрограммированных роботов! Самое потрясающее место – танцы с сербами на ночной палубе корабля! Когда народы и классы слились и превратились отдельных самобытных людей! Животная страсть народного танца под полной луной разожгла азарт и во мне, захотелось двигаться вместе с ними!!! Я будто попал душой и телом к ним на корабль!
— Да, и какое разочарование постигло меня, когда наутро сербов забрали в плен, — и никто их не защитил!.. Я чувствовала себя такой же песчинкой, беззащитной перед силами большой политики, как и эти оперные дивы… Я даже прониклась к ним сочувствием… Жестокие шутки у Феллини!
— Но когда корабль стал тонуть в море, которое на поверку оказалось мятой бумагой, тогда я будто вынырнул из фильма. Я смутился! Я не мог понять, что это за бред – к чему это и почему???
· Рамка №4. О чем этот фильм был для Вас? Какое послание передал Вам режиссер?
— Для меня это было послание о выходе за пределы, о расширении привычных границ… О том, чтобы смотреть на ситуацию шире… Когда комедия превращается в фарс, она перестает быть смешной, и вместо смеха возникают более тонкие чувства… Для меня это о переходе от стереотипов к мудрости…
— Это был фильм о моей внимательности… Сначала он черно-белый, потом – сепия, потом становится цветным, а потом декорации становятся искусственными! Такая смена как будто приковывает внимание! И лица людей, казавшиеся поначалу бледными и невзрачными, оживали, как будто наливались красками… Под конец я принимал их как родных людей, а не как толпу снобов! За масками я увидел лица… Я не очень внимателен к окружающим… Надо бы научиться смотреть и видеть дальше собственного носа…
— Для меня это иллюстрация того, как личность делает историю! На фоне фильма все время присутствует Мария Калас, и даже своим прахом, памятью о себе, оказывает влияние на жизни других людей! Главная героиня, несмотря на то, что мертва, остается ключевой идеей, занимающей умы сопровождающих ее «друзей»… Она мертва, а куклами-марионетками выглядят они! Это фильм о влиянии – мощном влиянии идей на сознание и самочувствие человека.
Почему кино-терапия? И что между?
Смотреть кино можно по-разному. Иногда встреча двух реальностей – кино и человеческой души – происходит, а иногда они продолжают оставаться разделенными.
Итак, в нашем примере просмотр фильма плавно перетек в обсуждение. Как же обсуждение превращается в терапию?
В процессе кинотерапии познание мира и себя в мире происходит за счет включения зрителя в ткань повествования. Иллюзия реальности, модель, соединяется с актуальной реальностью участника, — расширяя его видение. Зритель, войдя в фильм посредством обсуждения возникших мыслей, ощущений и чувств, переживающий и проживающий его, как будто попадает в зеркальную комнату – и что бы он ни видел вокруг себя, — он видит отражение себя самого. В этих условиях есть возможность узнать о себе нечто большее, чем привычный образ Я. Есть важный момент, связанный с проживанием. Даже если сюжет фильма и актерская игра не захватывают зрительского внимания, отфильтровываясь защитами и неготовностью к восприятию новой информации, последующее обсуждение, взаимодействие с реальностями других людей, делает свое дело.
Пусть лишь 1 участник в группе доверился информации из фильма, а остальные ее отфильтровали. Этот Единственный становится активирующим элементом для включения остальных участников в осмысление послания, закодированного в фильме. Если в кино можно не верить, то в чувства и переживания человека, находящегося рядом с тобой, — человека, которого ты идентифицируешь в качестве «своего», части себя, частицы своей референтной группы, — скинуть со счетов не получается. Внимание к переживанию привлечено, и оно стимулирует включенность в дальнейший процесс исследования и самопознания.
О подборе кинофильмов и практическом эффекте.
Каждый ведущий руководствуется своим собственным способом подбора кинофильма, а также своим индивидуальным стилем ведения группы, и здесь большое значение имеет влияние его личности на участников. Кинотерапия, как близкое к искусству мероприятие, является авторской работой ведущего и потому может сильно отличаться с точки зрения используемых методик. Наиболее результативным является демократический стиль взаимодействия ведущего и группы, поскольку самой продуктивной является работа с тем материалом, который «принес» сам человек. Самостоятельное осмысление стоит намного большего, чем внушенные лозунги. Вопрос внутренней мотивации ведущего определяет общий фон занятия, и даже оказывает влияние на выбор метода работы с конкретным фильмом. В кинокартине много пластов, и у ведущего всегда есть выбор — на какую глубину погрузиться, какие изумруды и жемчуга добыть из недр человеческой психики.
На протяжении двух лет в нашей компании функционирует пролонгированная группа личностного роста «СРЕДА», в которой с использованием метода кинотерапии участники имеют возможность лучше узнать себя, погружаясь в атмосферу шедевров мирового кино. В качестве материала для работы мы используем и классику, и авторское кино. Люди, которые приходят в группу личностного роста «Среда», тоже стали сторонниками использования кинотерапии, некоторые из коллег по следам участия в группе начали проводить кино-тренинги в своих аудиториях (со студентами, детьми, родителями, в области социально-психологической реабилитации военнослужащих, уволенных в запас). Тематические 4-6-месячные курсы тренингов позволяют не только выйти на максимально глубокий уровень взаимного доверия в группе и готовности участников к изменениям, но и помогают в расширении знаний о предмете, выбранном к рассмотрению. Таким образом, проводится не только психотерапевтическая работа, но и содержательное обучение.
Заключение
Безусловно, кинотерапия — не массовое развлечение, а изысканный способ познания себя, социума и мира в целом для избранной группы людей, способных к анализу, умеющих задаваться вопросами и искать на них ответы, склонных к концептуализации, обладающих чувством художественного вкуса. Массовый зритель идет в кинотеатр или сидит перед ТВ. Уникальный зритель не останавливается на просмотре, а двигается дальше, взаимодействуя с фильмом, соучаствуя в трансформации прекрасной иллюзии в прекрасную реальность. В этом очень много волшебства, творчества, преображения. С этой точки зрения для изменения сознания людей метод кинотерапии подходит всецело, но при этом меняется не сознание масс, а происходит укрепление самосознания индивидуальностей. Кинотерапию можно рассматривать как инструмент практической помощи в становлении и развитии людей, которые уже являются неординарными личностями.
Дополнение: