Сказки Дмитрия Соколова из Книги Сказочных Перемен и другие произведения.
Сказка про Усё Ваще
Жило-было себе Ваще Усё, целостное и неразделимое. Абсолютное, немыслимое и охренительное. И…
И…
И так оно и было, и больше ничего не было, и быть не могло.
И создало оно Яйцо, а из яйца вылупилось два Бога, и они создали Небо и Землю, и тра-та-та, всё завертелось. Усё ваще конкретно завертелось, и крутится по сей день, конца-края не видать.
И чтобы себя поублажать, вырастило оно себе с одной стороны такой чувствительный вырост, а с другой – такую чувствительную дырочку… И как-то малозаметно распалось на два уся, каждое такое себе усё-усё, типа такое самодостаточное, да только всё ходит и всё время одним глазом ищет свою вторую половинку… Ну а как найдёт, сразу старается соединиться – вырост в дырочку… Не догадываясь, что по идее соединяться надо в аккурат с другой стороны…
И чисто по приколу создало оно себе театр теней, на большом таком покрывале Майя, нафантазировало себе проекций вволю, и вот они играют, играют, в смысле оно – играет, играет, в смысле они думают, что не играют, а иногда думают, что играют, а иногда думают, что играют, да не они, или что ваще усё – игра. Так правила закручены – дух захватывает. Смысла – ни малейшего. Ваще усё бессмысленно, если в смысле смысла для Усё Ваще. Театр теней, Майя, Лила.
И встретило оно другое Усё Ваще, а потом еще одно, а потом еще одно. И ладно, еще первые Усё прилично себя вели, кормили, качали, а тут пришло такое Усё, что забрало и унесло все игрушки!
И стало оно думать – что ж это оно, всё может? А чего не может? Чего-то не мочь – не может, так, что ли? С этих ли горьких раздумий или по общепсихическому сценарию начался у Ваще Всего комплекс неполноценности. И уж он её разделил, и вдоль и поперёк, это он умеет. Так что Ваще Всего, конечно, уже не было, зато какой стал комплекс! А потом ему в компенсацию появился комплекс сверх-полноценности, типа оно всё может, только ещё не совсем реализовалось. Тут оно и время придумало, опять разделилось, короче, разнесло его на мелкие составляющие, каждое из которых любит славное доисторическое Ваще и не любит остальные окружающие его кусочки…
Жила-была прекрасная девушка. Правда, девушкой она не была. Но женихов к её двору стекалось много, и многих она убила своим отказом; правда, все выжили. Жила она в бедной семье, где все должны были работать с утра до ночи, чтобы добыть себе насущный хлеб. Правда, был у них дом, и автомашина, и стиральная машина, и 12 хрустальных ваз, но всё равно хотелось побольше. И она тоже работала, как её родители. Правда, на работе она ничего не делала, но сказка не об этом, и не надо отвлекаться.
А с другой стороны планеты жил прекрасный принц. Правда, принцем он был только по матери, а по отцу – алкоголиком. Они встретились и влюбились друг в друга. Правда, она в него не влюбилась, но потом привыкла, и глупо было уже что-то менять. Он ей сразу сказал, что для него главное – честность, и что он хочет ей всё рассказать о своей жизни. Правда, ей не очень хотелось слушать, но она выслушала. Ей показалось, что он хороший парень, хотя и со сдвигами. Правда, подружка сказала, что он дурак. Но мама сказала, что нечего разбрасываться. Короче, они поженились.
И стали жить-поживать, счастье накапливать. Он ей сразу сказал, что для него главное – честность. И что он стерпит всё, кроме измены. Правда, сам он изменял ей, но редко. Правда, она ему тоже, почти тогда же. Правда, он вроде не знал об этом.
Она очень хотела родить ребёнка, и он говорил, что тоже хочет, но не сейчас. Она ждала семь лет. А потом сказала, что, если они не родят ребёнка, она уйдёт в монастырь. Правда, она никогда живого монастыря не видела. Но муж испугался. Он сказал: «Рожай, я не против». Он и правда был не против. И этого малюсенького соприкосновения правды с происходящим оказалось достаточно. И маленькая душа соблазнилась родиться в этой семейке.
И родилась, в ночь с 29 февраля на 1 марта. Правда, мама считала, что дочка родилась до полночи, а папа хорошо помнил, что ему позвонили после. Во всех документах папа написал, что ребёнок родился 1 марта. Мама заспорила, тогда папа объяснил, что, во-первых, такого дня «29 февраля» почти никогда не бывает, как же справлять день рождения? А во-вторых, февраль – это ещё зима, а 1 марта – начало весны, а это лучше.
Мама ещё с ним поспорила, правда, ей это было не очень важно, что там записано в бумажках. Она только решила рассказать об этом девочке, когда та вырастет. Правда, забыла.
Небольшая зарисовка на тему расставания.
Классический сюжет — одного тянет вверх, в горы, другую вниз, в деревню. Они выбирают расставание и страдают от этого. Возможно это временно, а возможно не временно. Для меня эта история про импровизацию, про выбор, про отсутствие ответов на вопросы «как надо?»…
«Дорогая Коза! Ничего не видно из-за тумана. Как шерсть, как листопад, он закрывает все вокруг. Холодно, даже морозно. Мне привиделось, что копыта обледенели, и я поскользнулся на склоне и падаю, падаю вниз… Но уж лучше ты ко мне вверх! Ей-Богу!
Приезжай, Твой Козел.»
«Мой милый Козел! В деревне, конечно, теплее. Но туман, мне кажется, еще гуще, чем наверху. Туман ведь падает, да? Ах, как бы я хотела летать, как клочья тумана! Увижу пушинку и ловлю ее губами, но так, чтобы не поймать. Лети, пушиночка, к Козлу! Передавай мое письмо.
Ничего не вижу из-за слез – видишь, и на письмо упали?
Не пропадай, Коза.»
«Коза! В горах созрели сосульки, ты никогда таких не видела! Мы сбили вчера одну, и грохот стоял не менее получаса. Коза, моя дорогая! Я хотел бы сбивать сосульки вместе с тобой, для тебя, ты бы смотрела, как они разбиваются в тысячи бриллиантов, в снежную пыль, в завесу тумана. Коза! Мне скучно без тебя. Иногда я от растерянности жую собственную бороду. Не могу успокоиться.
Тысяча поцелуев от Козла.»
«Козел, мой милый! У меня ничего не получается написать. Я дура. Ты пишешь, что жуешь бороду, а мне что жевать? Была бы я птицею – прилетела бы к тебе в гости. Что-то голова не варит.
Заканчиваю письмо, К.»
«Ночью, под половинкой Луны. Приплясываю от холода. Волшебник подарил мне подзорную трубу. Если честно, мы просто украли ее у туристов. Сегодня я видел тебя. Ты шла из клуба в стойло, или куда-то еще. На тебе была восхитительная серая шубка. Ты вообще восхитительна. Я тебе не надоел своей болтовней?
Если да, то закончу.
Всецело твой, Козел.»
«Ах, мой милый, милый Козел! Ты там на горе, сильный, как великан. Ты и есть великан, я это чувствую.
Поздравь меня: у меня родилась двойня. Я хочу их обоих назвать в твою честь. Пусть будут героями. Только боюсь, что тогда они оба скоро убегут наверх. Назову, может, попроще. Младшего – Емеля, старшего – Колоском.»
«Я научился летать, пока немного, сил хватает только на поляну. Прыгаю я пока лучше, но очень хочу и летать тоже. Рад за тебя. Когда я понял, что ты не приедешь, тогда у меня и стало получаться с полетом. Видимо, стал легче.
Пока.»
«Мой родной Козел. Наверное, я все-таки дура. Столько лет жила и не узнала, зачем. А вчера мой младшенький сжевал несколько твоих писем, и по тому, как я на него закричала, я поняла, как люблю тебя.»
Просветление
Открытие барона Мюнхгаузена
(сказка Димы Трунова)
— Уважаемый барон, давно хотелось вас спросить: вы совершили множество славных подвигов, одержали столько великих побед, но не открыли ни одного всемирного закона.
— А вот и неправда! Было в моей жизни и такое.
— О, как интересно, расскажите нам, пожалуйста, скорее.
— Что ж, извольте. Однажды я, действительно, подумал о том, а не открыть ли мне какой-нибудь всемирный закон, как это в свое время сделал, например, Ньютон. Вы знаете, он просто сел под дерево, дождался, когда на его голову упадет яблоко, и как только это случилось, он открыл закон всемирного тяготения. Это же так просто! Я решил, что мне – летавшему на ядре и достававшему себя за волосы из болота – будет легко справиться с этой задачей.
Только, подумал я, что под яблоню мне садиться не стоит, – зачем мне второй раз открывать закон всемирного тяготения! И тогда я решил сесть под елку.
— О, какое мудрое решение!
— Да, нет более мудрого человека на земле, чем барон Мюнхгаузен! Так вот, нашел я подходящую для своих целей елку и сел под нее. И как только я сел, мне на голову сразу упала шишка!
— Вот так сразу!
— Ну да.
— И что?
— Ничего. Может быть это была случайная шишка, только никакого закона я не открыл благодаря ей. Сижу я и жду дальше. Наконец, мне на голову падает вторая шишка!..
— И..?
— И опять ничего. Видимо, опять не та шишка, подумал я. Но когда мне на голову упала третья шишка, а я опять ничего не открыл, я подумал, что, может быть, надо снять шляпу…
— Точно!
— Я так и сделал. А для верности снял и парик…
— И что? Право, не томите!
— На мою голову упало 552 шишки! Но, увы, никакого закона я не открыл.
— Даже самого маленького?
— Даже самого маленького.
— Не может быть. Вы нас опять обманываете, барон!
— Господа, ваши подозрения несправедливы! Однако послушайте лучше, что было дальше. После шишек на меня упал скворечник, который прикрепил к сосне какой-то умник. Затем на меня упал этот умник – мальчишка с большим носом и лукавыми глазами. (Кого-то он мне напомнил… Однако это не важно.) Затем на меня упал филин, который, видимо, проснулся от шума и вышел из своего дупла посмотреть, что случилось, но спросонья оступился. Затем на меня упал хрустальный шарик, который, видимо, повесили на эту елку еще в канун Рождества. Когда он с чудесным звоном разбился о мою воспаленную голову, я подумал, что теперь-то я точно что-нибудь открою. Но не тут-то было, господа, я опять ошибся! Однако нет более терпеливого человека на земле, чем барон Мюнхгаузен! – Я по-прежнему сидел под елкой и ждал своего часа. А часов прошло, действительно, много. За это время на меня упали все животные, которые жили на этой елке, все насекомые и много того, что я уже перестал различать. Затем на меня стали падать ветви от елки: сначала маленькие, а затем большие. Наконец, на меня упало что-то очень тяжелое и твердое. Однако нет более крепкого человека на земле, чем барон Мюнхгаузен! – Этот тяжелый и крепкий предмет, ударившись о мою чудесную голову, с треском сломался. Позже я узнал, что это был ствол дерева, под которым я сидел. Но тогда я этого еще не понимал и по-прежнему ждал самого главного…
— И что это было, барон?
— На этот раз я сидел очень долго и очень удивлялся, что мне на голову больше ничего не падает. И тогда я решился посмотреть вверх. Я поднял глаза и увидел…
— Что вы увидели, барон?
— Я увидел ясное голубое небо…
— И что?
— Ничего. Просто я понял…
— Что? Что вы поняли, барон? Расскажите, в конце концов, о вашем открытии!
— Я понял… Я понял…
(Барон смотрел куда-то вдаль, глаза его были слегка влажными, лицо освещала грустная улыбка. Почему-то никто из окружающих не решился больше его расспрашивать. Разъезжаясь по своим домам, гости понимали, что нет более счастливого человека на земле, чем барон Мюнхгаузен…)
Это сказка о Спящем Красавце. Он жил в Тридевятом Царстве и был старшим сыном тамошнего царя. Это было так давно, что уже никто не помнит, почему он уснул – то ли веретеном укололся, то ли сонного зелья выпил, то ли черт его знает, почему. И все время, пока Спящий Красавец спал, ему снилось, что он – не Спящий Красавец, а Бодрствующий Урод. Он родился в поселке городского типа Гнилово, окончил восемь классов Гниловской средней школы, отслужил полтора года в армии, устроился монтажником на завод железобетонных конструкций, женился на младшей сестре своего однокласника и отправил своего сына в первый класс.
Но такая романтика гниловской жизни почему-то ни хрена не устраивала Бодрствующего Урода и все чаще к нему стала приходить мысль о том, что что-то тут не то. Он сделал честную попытку все изменить – ушел с завода и предложил жене уехать из Гнилово в Большой Город, но жена поняла, с кем связалась, взяла сына и ушла от Урода жить к маме.
А Урод пошел искать Большой Город, где его ожидала счастливая жизнь. Он добирался туда на попутных машинах, чьи хозяева так же, как и Урод, отчаялись прозябать в своих деревнях и решили попасть туда, где их проблемы исчезнут сами собой. Урод не мог долго ехать ни с кем из них, потому что у каждого была своя карта и свои представления о том, где находится Большой Город, один ехал на Восток, другой – на Запад, третий считал, что никуда ехать не надо и что Большой Город уже здесь, надо только научиться его видеть, сам же Урод точно знал, что Земля круглая и если выбрать какое-то одно направление, то в Большой Город попадешь по-любому.
Он выбрал Северо-Восток и пошел вслед за удаляющимся горизонтом. Постоянно идущий дождь превратил дорогу в вязкое месиво и все силы Урода поначалу уходили на то, чтобы после очередного шага вытаскивать ногу из грязи. Иногда он умудрялся увязнуть в ней по пояс, а иногда – по уши, поэтому он ничего больше не хотел, ни Большого Города, ни счастливой солнечной жизни, а шел чисто автоматически.
И в один прекрасный день дождь кончился. Мало-помалу дорога просохла, Урод зашагал уверенней и стены Большого Города уже засверкали на горизонте. В этот момент Урод встретил Никуда-Не-Идущего человека, который просто уселся посреди дороги и смотрел на Урода своими серыми внимательными глазами. “Подвинься” – сказал Урод, но Никуда-Не-Идущий не только не сделал этого, но и спросил, зачем ему это делать? “Затем, – ответил Урод, – что вас, кто еще никуда не идет, много, а нас, идущих, мало, мы люди редкие и мешать нам не надо, потому что мы стараемся для общего блага”. Никуда-Не-Идущий рассмеялся и сказал, что Урод перепутал его с теми, кто еще никуда не идет, тогда как он – тот, кто уже никуда не идет. “Ты – тот, кто побывал в Большом Городе и вернулся, чтобы указать нам дорогу?” – догадался Урод и почтительно склонил голову перед Никуда-Не-Идущим. “Когда-то я действительно побывал там, – признался Никуда-Не-Идущий, – но должен тебе сказать, что идти туда не стоит” Он рассмеялся еще больше, когда Урод спросил его, куда же стоит идти на самом деле? “На самом деле, – ответил Никуда-Не-Идущий, – все это тебе снится, и куда бы ты ни пошел, в Большой Город или назад, в Гнилово, не имеет значения, так как и то, и другое – нереально и является плодом твоего собственного воображения. И я вошел в твой сон лишь с единственной целью – помочь тебе проснуться”. “То есть,- спросил Урод, – если я, как ты говоришь, стану пробужденным, моя жизнь изменится к лучшему?” И Никуда-Не-Идущий снова засмеялся. “Ты, – сказал он Уроду, – никогда не станешь пробужденным, потому что ты не тот, кто спит, а тот, кто снится спящему и, на самом деле, тебя попросту не существует! Я пришел помочь проснуться Спящему Красавцу, а не какому-то эфемерному Уроду…”
От этих слов Спящий Красавец вздрогнул и проснулся, а Никуда-Не-Идущий перестал трясти его за плечо. “Вы не поверите, – удивленно протирая глаза, проговорил наконец Красавец, – какая ерунда может присниться…” И никто ему не поверил.
Одна неделя старого фокусника (из «Приключений принца Эно»)
Жил-был фокусник… вернее, бывший фокусник. Раньше он жил в городе Гренабль и давал представления по всей стране. Потом, невесть отчего, он бросил свою работу и уехал из города. И много лет, говорят, вполне счастливо, прожил где-то на далеком юге. Это – история об одной неделе его жизни, когда он решил вернуться в свой старый город.
История началась в понедельник, когда ему внезапно стало очень-очень грустно. Трудно сказать, что случилось. Вдруг ничто вокруг стало ему не мило, внимание размагнитилось, плечи опустились. Он остановился посреди улицы, где шел, и почесал в голове. Там всегда в запасе была пара фокусов. Он пошел на вокзал и купил себе билет до Гренабля. За оставшийся до поезда час он сбегал домой и собрал все игрушки и приспособления, которые когда-то использовал для фокусов. Получился солидный мешок. Уже в поезде он записал в свой блокнот, куда каждый день заносил несколько строк, подытоживавших прожитый день:
Я так устал, что не могу вспомнить,
чем отличаются
глаза моей прекрасной мамы
от глаз моей безобразной мачехи.
Рано утром во вторник он приехал в свой родной город. Энергия била в нем ключом. Весь этот день он обклеивал город плакатами, приглашавшими на его выступление. На этих плакатах он собственноручно нарисовал аллегорию: старость, которая показывала язык молодости. И знакомые, и незнакомые места города приводили его в одинаковый радостный трепет. Ему казалось, что каждый из прожитых здесь дней сейчас вернулся к нему, и он может раскрыть его, как страницу блокнота. Вечером он записал:
В старых местах
над моей головою
тысяча солнц.
В среду состоялось представление. Он хотел показать на нем все лучшие фокусы, которые помнил из прежних лет. Но представление провалилось. Люди не выходили даже на предложение его любимого трюка – превратить кого-нибудь из них в птицу. Публика осмеивала его, хохотала, улюлюкала. Он был взбешен, и, не закончив представление, выбежал из театра. Запись за среду – корявыми, постепенно успокаивающимися буквами – гласила:
Люди съели меня как вишню.
Хорошо, что я спрятался в косточке.
В четверг он бесцельно бродил по городу. Те места, которые казались такими милыми позавчера, теперь были тоскливыми и пугающими. Прохожие были глупы. Делать до поезда было нечего. Уже к вечеру он вспомнил, что оставил мешок с реквизитом в театре, где давал представление. Идти туда не хотелось; но он пошел.
На входе в концертный зал сидела женщина-билетер. Она продавала билеты и на его вечер, но тогда он ее не заметил. Он спросил ее про мешок, прошел за ним в гримерку, взял, вернулся. Хотелось сказать хоть пару слов. Женщина была одета в какую-то темную мешанину: свитер, юбка, платок. Не молодая и не старая. «Как вам вчерашнее?» – наконец вымолвил бывший фокусник. Она ответила. Скоро он присел. Потом оказалось, что на поезд уже не успеть. Потом она пригласила его ужинать.
После вкусного, горячего ужина он возвращался в гостиницу, уже совсем не дуясь на все эти улицы. Странно. Он не был влюблен – но он согрелся. Безразмерный свитер… Ужин… Она не была смешливой и не была пронзительно умной. Ее нельзя было назвать очень теплой. Она была… Она была… В конце концов он записал:
Утреннее солнце
кажется холодным
тому, кто не ночевал в поле.
В пятницу с утра он снова пошел к ней домой, охваченный новой идеей. Он предложил ей выбрать любую вещь из своего мешка. Она выбрала, и он сказал: «Это подарок». Потом он дал выбирать ее соседке. Потом – соседкиной дочке. Мешок был большой, и он вышел на улицу, продолжая раздавать его содержимое. Многие вещи, лежавшие там, были непонятны никому из прохожих, а он старался все же добиться какого-то соответствия между подарками и теми, кто их брал. Так прошел весь день. В этот день он опять не уехал на поезде, поскольку решил уйти из города пешком, на следующее утро. Вот запись за пятницу:
Кленовый лист
мчится над дорогой.
Осень щедра.
В субботу с утра он вышел из города. Сразу за городом был холм, и когда старый фокусник поднялся на него, он увидел башню, улицы и площадь прямо под своими ногами. Город лежал под холмом как на ладони. Он всмотрелся… Потом поцеловал пальцы и помахал ими городу. Не дожидаясь вечера, но уже придумав, что сделает дальше, он вытащил блокнот и записал:
Не вчера начался
и не завтра закончится
путь настоящего безумца.
Жил-был Лис, который чрезвычайно гордился своим Хвостом. Хвост был шикарный, рыжий, пушистый, очень красивый и огромный; так, во всяком случае, считал Лис. Единственной проблемой было то, что Лис, будучи ночным хищником, жил скрытной жизнью, и Хвост его, таким образом, никто особенно не замечал. А это было жалко!
И вот Лис, отчаявшись, что его Хвост прославится сам собою, стал искать каких-нибудь почитателей. Ему было ясно, что в лесу, среди недалекого зверья, Хвост никто толком не оценит; и вот тогда он придумал показывать Хвост людям. Он подбирался к полям, где работали крестьяне, прятался в кустах, а потом вдруг показывал Хвост, махал им и улепетывал. Вначале ему страшно нравилось это занятие, аж дух захватывало, но потом он стал замечать, что это только у него захватывало дух, а люди никак своих чувств не проявляли. Никто не бросал свои лопаты и не бежал за ним. Даже друг другу они не кричали: посмотри, дескать, какая красота!
И Лису это перестало нравиться, и он задумал их всех так удивить, чтобы уж наверняка. Это был порядочный риск, но он забрался в саму деревню, выбрав такой день, когда множество людей гуляли по тамошней площади. И, притаившись за кустами, на краю этой самой площади, Лис вдруг выкинул из кустов свой Хвост!
И к его зверскому удивлению, ни одна двуногая скотина не упала в обморок от его безумно красивого Хвоста, и никто даже не бросился к нему; а так, кто-то показал пальцем, кто-то лениво посмотрел, а кто-то крикнул на него, как на какую-нибудь собаку. Задохнувшись от возмущения, Лис выскочил из кустов и неожиданно сам для себя показал этим двуногим свой хуй!
А надо сказать, что Хвост у Лиса был здоровенный, пушистый и рыжий, а хуй его, наоборот, был маленький и красный. Но вы бы видели эффект этого зрелища! Люди заорали и, расталкивая друг друга, бросились за Лисом! Он помчался к лесу, еле успел нырнуть в кусты, а целая толпа людей преследовала его, и еще полдня потом обшаривала лес, что увидеть замечательного Лиса. Тот, спрятавшись в своей норе, даже не знал, негодовать ему или радоваться.
Такая вот история; главное ведь, всё правда, но какая отсюда мораль?
Жил-был один древний богатырь Ванька не то Банька, совершенно неизвестно как и откуда, да только однажды выехал он, как и полагается, на подвиги. И вот он ехал, ехал и в определенный критический момент подъехал к камню, на котором было написано (как и полагается), что будет, если налево поедешь, если направо и так далее. Честно говоря, наша местная история не сохранила, что же именно было написано на том камне. Но догадаться тоже не сложно. В переводе на современный конкретный язык надпись, я полагаю, гласила:
Направо поедешь – найдешь город, деньги, тусовку, грязный воздух, голова задурится, сдохнешь от напряга.
Налево поедешь – найдешь полный расслабон, немеряно конопли, ветер в голове, сдохнешь не заметишь как.
Прямо поедешь – окажешься одиночкой в горах, исчезнешь из человечьего мира.
Что бы там ни было написано, Ванька не то Банька призадумался у камня так крепко, что слез с коня и развел костер. Потом проспал там ночь. Потом опять думал, ничего не придумал, остался подумать еще на день… И, короче говоря, остался жить у этого камня. Хотя думать не переставал. И остальных, кто туда подъезжал, приглашал остаться, как в сказке про варежку.
И вот постепенно образовалась целая деревня – на развилке, на распутье, у точки выбора. Хотя такое это оказалось прочное место, что все дороги дальше совсем заросли. Остался только один подъездной путь, остальные всё полудикие тропы.
Кстати, где стоит этот камень? А в аккурат у въезда в деревню, где ж еще. Всё и по сей день видно – и камень стоит громадный, и сам Ванька то ли Банька, окаменевший в профиль. Наш национальный герой, Банька-Баинька.
В одном крупном банке директором была женщина. Она так много времени проводила на работе и так много говорила о своем банке, что друзья просто называли ее банкиршей. Впрочем, у нее не было особенно много друзей, так, знакомые-приятели. Она была очень богатой и купила себе красивый дом на центральной площади города. Она не много времени проводила в своем доме, чаще она засиживалась допоздна на работе в банке. Она была не то чтобы совсем одинокой, но обычно жила одна. Ее взрослая дочка жила в другом городе, а муж давно ушел. Она, конечно, была очень умным человеком, но тайком ото всех боялась, что когда-нибудь сойдет с ума и выкинет что-нибудь совершенно безумное. Может быть, поэтому она носила железный панцирь на теле и железный прут вместо позвоночника – когда-то их сделали на заказ, но уже давно они срослись с ее телом. Конечно, ей было трудно танцевать или нагибаться, но зато ей это помогало руководить и надежно защищало от чего-то, чего она и сама толком не знала. От всего.
И вот однажды ночью банкирше приснился сон.
Ей приснился молодой человек в белой рубашке и зеленой кепке. Он сидел в тюрьме. Он был истощен и нечесан. У него были порывистые движения как у мима или акробата, а еще точнее – как у безумца. Ей очень хотелось освободить его из тюрьмы, но она не знала, как это сделать. В отчаянии она проснулась. В этот день она всё роняла и не могла сосредоточиться на работе. Она мечтала о молодом безумце. Но он был во сне, а она – в обычной и суровой реальности.
Он приснился ей и на следующую ночь. Она была счастлива. Всё повторилось: он сидел в тюрьме, а она не могла его освободить, даже не знала, с чего начать. Он не разговаривал с ней, а только скакал по своей камере.
Наутро банкирша решила пойти к волшебнику, который занимался снами. Вначале она стеснялась и попросила средство, чтобы не видеть больше снов, которые ее беспокоили. Но волшебник услышал в ее голосе совсем другое и попросил рассказать, что же ей такое снилось. Банкирша рассказала ему о молодом юноше в зеленой кепке. Пока она говорила, волшебник открыл зеркало, стоявшее у стенки, и показал ей, что всё, о чем она рассказывала, отражалось в зеркале. Там, в зеркале, банкирша увидела тюрьму и безумного заключенного. «Как мне освободить его?» – воскликнула она. Волшебник велел ей шагнуть в зеркало и там поговорить с милому ее сердцу юношей. Она так и сделала: шагнула в зеркало, стала у тюремной решетки и стала спрашивать юношу, как его зовут, откуда он родом, почему он оказался в тюрьме, какой проступок он совершил, и что можно сделать, чтобы освободить его. Но юноша ничего не отвечал. Он танцевал джигу, качал головой и вел себя как невменяемый. В отчаянии банкирша выскочила из зеркала и попала обратно в комнату волшебника.
«Он совершенно сумасшедший, – сказала она волшебнику. – Он не понимает, что я хочу ему помочь. Дайте-ка мне лучше капли, чтобы я больше никогда не видела его ни во сне, ни в вашем зеркале».
«Пожалуйста, – сказал волшебник, – вот вам эти капли. Только знайте, что тот, кого вы видели в тюрьме, – это ваша душа. Воля ваша, вы можете больше никогда ее не видеть. Без души, я слышал, легче зарабатывать большие деньги. Вот вам капли, пусть он остается в тюрьме».
Банкирша заплакала. «не нужны мне ваши капли, – сквозь слезы проговорила она. – научите меня, как мне с ним разговаривать!»
«Ага, – сказал волшебник, – так-то лучше. Просто перестаньте играть с ним в судью. Вот представьте себе, что вы только что родились – и сразу же принимаетесь спрашивать свою маму, как ее зовут, откуда она родом, и какую диету она поддерживает для улучшения качества молока. Как вы думаете, что бы она вам ответила?»
Банкирша улыбнулась сквозь слезы. «Она бы не стала со мной разговаривать, а заткнула бы мне рот сиськой. Но я же теперь не маленький младенец!»
«Вы еще глупее, – сказал волшебник, – и еще меньше знакомы со своей душой, чем в первый день жизни со своей мамой. Тогда, по крайней мере, вы ничего из себя не воображали, и если бы ваша мама была крокодилицей, вы так же спокойно приняли бы ее за маму, лишь бы давала вкусное молоко. Так что попробуйте пообщаться с вашим замечательным юношей еще раз. Только не ведите себя как полицейский, не будьте дурой!»
Банкирша нахмурилась, подумала и попросила войти в волшебное зеркало еще раз.
Она опять попала в тюрьму, где беспокойный юноша танцевал по камере. Вначале она постояла у решетки, а потом просочилась через нее в камеру. Она не знала, с чего начать разговор с ним. Наконец она спросила: «Как ты себя чувствуешь?» Он не ответил, а она опять почувствовала себя дурой, которая только и умеет, что задавать умные вопросы. В отчаянии она опустилась на пол. Тогда юноша подошел к ней, сел рядом и положил ей голову на колени. Она коснулась рукой его зеленой кепки и спросила: «Это помогает?», но тут же опять замолчала, поняв, что она продолжает и продолжает свои расспросы. Еще какое-то время он лежал у нее на коленях, а она у себя в голове перебирала всевозможные вопросы и отметала их. Потом она совсем устала и погладила его по волосам. И тогда она совершенно ясно услышала, как он сказал: «спасибо тебе. Я так долго был одинок. Теперь я не сойду с ума».
Потом банкирша плакала. Она плакала так сильно и долго, что совсем забыла, кто она и где. Когда она подняла голову, она увидела себя в комнате волшебника. Сам хозяин сидел у окна. «я собрал вам кое-что в дорогу», – сказал волшебник. Банкирша оглянулась: вокруг никого не было. «А где же…», – начала спрашивать она. Волшебник улыбнулся: «А он вышел из тюрьмы. Теперь он хочет лететь в путешествие. Он, конечно, зовет тебя. Вон, видишь, он летает за окном на своем коврике-самолете. Хотя коврик у него совсем легонький, я даже не знаю, выдержит ли он вас двоих. Сколько ты весишь?»
Банкирша вспомнила о своем железном позвоночнике и панцире и закусила губу. Весила она, должно быть, ужасно много. Но лететь ей хотелось очень сильно (хотя это было чистым безумием, она понимала), и она попросила волшебника оставить ее, чтобы она могла переодеться. Она решила снять с себя хотя бы железный панцирь. Каково же было ее удивление, когда никакого панциря на себе она не обнаружила! А потом она нагнулась – туда, сюда – и поняла, что и позвоночник ее стал опять живым. Она подпрыгнула легко, как девочка, и подбежала к распахнутому окну. Там начинался дождь, но она прыгнула прямо на летающий коврик рядом со своим чудесным избавителем и закричала: «Вперед!»
Волшебник смотрел вслед улетавшему ковру и улыбался. Он-то знал, что железный панцирь и был той решеткой тюрьмы, за которую проникла сегодня банкирша, но он знал также и то, что объяснить это было бы крайне трудно даже такому умному человеку. Он последил еще немного за зеленой кепкой и развевающимися волосами, а потом прикрыл окно и стал готовиться ко сну. Он многое знал из того, что теперь произойдет с банкиршей, но не спешил никому этого рассказывать.
Однажды по пустыне шел тяжело нагруженный худой человек. На спине он нёс здоровенный мешок, на шее у него висел гигантский кошель; в каждой руке было по сумке, а к ногам были привязаны металлические ядра. Шёл он, конечно, медленно, но довольно размеренно и упорно; видно было, что идёт он уже очень давно.
На ночь остановился он в караван-сарае, где разговорился с хозяином. Уже поздно вечером, когда они вместе скурили целый кальян, хозяин его спросил:
— А что вы несёте в мешке?
Человек приветливо открыл мешок и показал какие-то жёлтые старые листы.
— Это письма, которые писал один человек моей матери ещё до моего рождения. Она прятала их от меня и от моего отца, но однажды я нашёл их и одно или два прочитал. Моя мать поймала меня за этим и строго наказала. А потом она попросила меня хранить эти письма так, чтобы их никогда не увидел мой отец. Это очень важный семейный секрет. Я ношу их с собой, чтобы быть уверенным, что отец до них не доберётся, хотя моя мать уже умерла. Это мой сыновний долг.
— Хм, – сказал хозяин, – вот оно что! А где живёт отец?
— Он тоже умер.
— Хм!.. тогда зачем же продолжать носить эти письма?
— Я не думал об этом, – признался человек. – Действительно, получается, не за чем. Может быть, я могу здесь их сжечь?
— Прекрасная идея, – подтвердил хозяин сарая. – Заодно мы с вами согреемся!
И наутро человек продолжил свой путь уже без мешка, хотя и со всем остальным скарбом. Идти ему стало полегче.
На следующий вечер он пристал к каравану купцов, с которыми и заночевал. Ночью, когда они разговорились, купцы начали шутить по поводу его толстого кошелька, висящего на шее.
— Если это деньги, – смеялись они, – то вы очень богатый человек, правда, до первой разбойничьей шайки. Но если это не деньги – то что же это за такая ценность?
— О, это, конечно же, не деньги, – признался человек, – но это получше, чем деньги! Вот, смотрите, – и он вытащил из кошелька исписанные листы бумаги, а также обломки каких-то мелких вещичек. – Это подробный перечень всех случаев в моей жизни, когда я оказывался прав, правее, например, чем мои родители или жена!
— Ого! – говорили купцы, неохотно разглядывая содержимое кошелька. – а зачем это вам?
— О, этот перечень доставляет мне огромное удовольствие. Я нередко читаю его по вечерам. Каждая вещица означает то же самое – все они представляют из себя символы тех случаев, когда я несомненно оказывался прав.
Он помолчал, перебирая драгоценные листы и вещи.
— Правда, – признался он, – я все эти случаи давно уже помню наизусть.
— Зачем же вам тогда такой большой кошелёк, который того и гляди навлечёт на вас разбойников? – изумились купцы.
— Да, – согласился худой человек, – пожалуй, вы правы. Действительно, мне не очень нужен этот кошелёк.
И он сжёг кошелёк со всем содержимым в костре, у которого они сидели.
На следующий день идти ему было легче, хотя он очевидно ещё сгибался под тяжестью сумок, и с трудом волочил ноги, украшенные железными ядрами.
На следующем привале он рассказал попутчикам, что в одной сумке он несёт планы своих родителей на то, кем они хотели стать, но не стали – и остался без сумки, честно согласившись с остальными, что это не очень полезный груз. А ещё через ночь остался без второй сумки, где хранились его собственные планы стать великим военачальником, историком, музыкантом, писателем, советником падишаха, муллой, бродячим торговцем, борцом и птицей Феникс.
Железные ядра, привязанные к его ногам, оказались – в его рассказах ещё через несколько дней – напоминанием о том, как попал маме вишневой косточкой в глаз (правое ядро) и о том, как мама его за это стукнула (левое). Он согласился с теми, кому это рассказывал, что вряд ли имеет смысл таскать это с собой по пустыне, и случившийся мастер расковал железные заклёпки и освободил его ноги.
Когда он впервые на следующий день вышел в дорогу, уже без привычных своих тяжестей, то он шёл странной походкой – вприпрыжку и делая огромные шаги.
И вот что интересно: вскоре он ощутимо поправился в весе. Проще говоря, потолстел. Ещё и потому, что перестал бродяжить, а осел в каком-то городе на должности судьи. Потому что издалека было видно – это человек честный и умный, каких мало.
Стрекоза с детства была очень послушной девочкой. Конечно, в детстве её так не звали, это уже потом ей дали сценическое имя, и она его тоже приняла послушно. Она очень хорошо пела – или можно сказать, она очень стильно пела, и ещё в детстве это заметили её родители и разные другие взрослые. Стрекозу стали возить на детские конкурсы, где она часто выигрывала. Когда она немного подросла, родители решили сделать из неё настоящую звезду. С ней стали заниматься преподаватели музыки и преподаватели пения. Стрекоза очень послушно делала всё, чему её учили. Когда ей исполнилось пятнадцать лет, она и вправду стала очень популярной певицей в своём районе. Тут-то ей и сшили знаменитый ярко-зелёный костюм со звёздами.
Он был очень облегающим, и в нём поначалу было очень неуютно и жарко. Он был каким-то ужасно непрозрачным и закрытым. Совсем ей поначалу не нравился этот сценический костюм, но Стрекоза была послушной девочкой, и она послушно одевала этот костюм на сцену. Звёздочки кололись, но и к этому она постепенно привыкла. Она пела и танцевала, как её учили, делала правильные движения и па, красиво улыбалась, заразительно смеялась, грациозно кланялась, и на вечера с её участием приходило всё больше молодёжи. Она и вправду стала звездой. Подумать только!
Когда ей исполнилось двадцать два, она уже была популярной певицей во всей стране. Её ярко-зелёный костюм со звёздочками был знаком, наверное, каждому школьнику. Конечно, его подгоняли ей под рост, но он оставался неизменным, глухим и облегающим. Она привыкла к нему давным-давно, как будто он был её кожей. Она почти его не снимала, потому что постоянно ездила с концерта на концерт, а возлюбленного у неё не было – ну, не было времени, и родители следили, и контракты запрещали выходить замуж.
И вот однажды Стрекоза давала концерт на каком-то озере, в лесу. Конечно, там соорудили огромную сцену, поставили прожектора, сиденья, всё, как полагается. Она дала свой обычный концерт, правильно двигаясь, правильно улыбаясь, заразительно смеясь, и когда концерт закончился, была уже ночь. После аплодисментов и прочей шумихи Стрекоза пошла прогуляться вдоль озера, пока устроители собирали декорации, сидения и прочее. Озеро было очень красивым, спокойным, и Стрекоза сама не заметила, как отошла куда-то далеко от сцены. А когда она вернулась на место концерта, там уже ничего не было, все машины уехали, всю сцену свернули. Наверное, все решили, что она поехала на чьей-то чужой машине, и в результате Стрекоза осталась одна в лесу. Вот-те раз!
Она вначале загрустила, а потом услышала детский плач. Какой-то маленький мальчик шёл по дороге, спотыкаясь и плача. Стрекоза подошла к нему и постаралась успокоить. Он тоже потерялся, хотя не с концерта, а просто был с родителями на озере, купался, а потом как-то вот потерялся. Он жил где-то недалеко, хотя он плохо понимал, в какой стороне. Ему было холодно и страшно. Стрекоза погладила его по голове и пообещала отвести домой. Малыш немного успокоился, и они вместе пошли по лесной дороге.
Малыш вроде бы перестал так сильно бояться, но ему было очень холодно, он был почти совсем раздет, а ночь становилась всё холодней. Стрекоза, конечно, была одета в своё знаменитое зелёное платье. Она очень хотела согреть мальчика, и спросила, как можно согреть его. Он сказал, что мама прижимает его к себе, и тогда становится тепло. Стрекоза попробовала прижать его к себе, но малыш только покололся о звёздочки и захныкал сильнее.
А ей очень хотелось его согреть! И тогда Стрекоза, замечательная девушка, сняла своё дурацкое платье, подняла малыша и прижала его к своей голой коже. Ему стало тепло, и ей тоже. Она повязала платье вокруг пояса и пошла по дороге с малышом на руках. И даже ветер казался ей тёплым, и лес родным, и она мурлыкала какие-то песенки из детства, пока не показались огни городка или деревни. Там стоял дом мальчика. Стрекоза оделась и проводила малыша в его дом. Ей пришлось там и заночевать, потому что было уже ужасно поздно, хотя родители мальчика не были очень уж гостеприимными. Рано утром она уехала домой, кое-что поняв про своё платье и даже про всю свою жизнь.
Вот и вся сказка – для умных, а дуракам ещё долго-долго надо будет всё объяснять.
Колодец и маятник
Две и три человеческих жизни – ничто для странствующего монаха. Он разрывает грудью заросли колючего кустарника, он пьёт реки и повторяет молитвы вслед за шёпотом деревьев. Счастье идущему! Он открыл основной закон: закон маятника. Он знает, что грусть уравновешивает радость, как маятник отходит на равные расстояния от беспечной и пустой середины. Маятник летит, перенося внимание со зла на добро и дальше.
Самая радостная для него мысль – о неминуемой смерти.
И вот представьте себе, как он сидит ночью у костра и помешивает ложкой будущий суп. В какой-то момент из кустов выскальзывает лисица и садится обок.
— Ты весь – комок нервов, – говорит она ему. – Расслабься.
— Что же тогда будет с миром? – спрашивает он.
Лиса начинает смеяться, всё её тело колышется – или это огонь меняет позу.
— Милый человек, – говорит она, – не на тебе держится мир.
— А на ком? – спрашивает он. Он хочет показать заинтересованность, а не тревогу.
— Мир держится на маятнике…
Он кивает: это давно известно.
— … и колодце, – заканчивает лисица.
Монах хмурит брови, тщетно пытаясь высечь искру понимания.
— Что такое колодец? – спрашивает он.
— Это нечто, чего почти не существует, – отвечает лиса. – Это нечто, чего нет на карте. Его можно заметить, только если ты очень близко.
— Ты знаешь, я тебя не понимаю, – говорит монах и встаёт. – Пока мы говорили, наступило утро. Давай поклонимся восходящему солнцу и продолжим нашу беседу в живой реальности. Я буду божеством маятника. Попробуй быть тем таинственным колодцем.
— Хорошо, – лисица скользит по поляне. – Начинай.
— Я великий маятник, – возвещает монах, надув щёки и набычив шею. – Я раскалываю мир на противоположности.
— Ну, твори же свой мир, – торопит его лисица.
— Здесь будет суша, а здесь – океан, – размечает монах взмахами рук. – Горы здесь, а там – впадины. Здесь прольются великие дожди, а вот тут будет полная сушь и пустыня.
— Минуточку, – впрыгивает лиса. – И идущие по пустыне умрут от жажды?
— Да, – разводит руками монах, – если колебания маятника достигнут такого размаха…
— Тогда смотри: я стою в середине пустыни. Я беру лопату, это просто палка с железным набалдашником. Я сгребаю песок. Утрамбовываю стенки. Я копаю вглубь… Этого не запрещает маятник?
— Нет.
— Я копаю вглубь. Вокруг меня пустыня. Но – смотри, монах! – там есть вода. Её нет вокруг, её нет на карте, но идущий здесь путник напьётся и пойдёт дальше. Мы очень маленькие, и вся наша жизнь может пройти, пока маятник летит в одну сторону… Подойди, напейся.
И монах, бродяга и неудачник, долго и жадно пьёт. Глаза лисы сверкают, как капли этой удивительной воды…
Жила-была на свете розовая пиявка. Наука давно и уверенно ответила на вопрос, откуда берутся пиявки – конечно, из грязи. Но эта пиявка, по её собственным словам, взялась вовсе даже не из грязи, а вовсе даже из солнечных лучиков, розовых лепестков и лёгкого дуновения ночного ветерка. Чем питалась? Ясное дело чем – нектаром и капельками росы. Ну, и ещё кровью, но совсем редко, когда уж невмоготу становилось. Не чаще, чем раз в неделю. Не судите её строго, кровь – это же не для калорий, это для души. Для калорий ей вполне хватило бы капельки росы, ах, ей ведь так мало надо…
Ну вот, примерно раз в неделю пиявка отправлялась на поиски какого-нибудь теплокровного, желательно покрупнее – крупные звери редко обращают внимание на то, кто там к ним присосался. Крови у них много, на всех хватит, пососёт и отвалится, так думали звери. Но пиявка не отваливалась, а впивалась всё сильнее и сильнее. Ой, что это? удивлялись звери, а пиявка им на это, а вы понюхайте, как пахнут розовые лепестки, правда ведь, чудо? Звери, конечно, недоумевали, потому что совершенно непонятно, при чём тут розы, но им как-то сразу становилось неловко прерывать такие возвышенные отношения, да ещё на такой романтической ноте. Так что они делали вид, что нюхают розы, а недостаток гемоглобина восполняли… ну, не важно как, восполняли и всё.
В общем, как вы уже поняли, в основном пиявка заботилась о своей бессмертной розовой душе, а своему бренному розовому тельцу совершенно никакого внимания не уделяла, ну вот буквально, месяцами ни капли нектара в рот не брала. Так что со временем тельце её стало совсем уж тщедушным, зато душа разжирела так, что хоть завтра же выставляй её на Выставке Достижений Народного Хозяйства, там есть специальный павильон, в котором собираются хозяева розовых душ и меряются – чья душа толще.
И всё, в общем-то, складывалось вполне удачно, но однажды… Однажды утром пиявка, как обычно, почувствовала в душе странное томление, как будто её нежной душе чего-то не хватало, так что она побрызгалась элексиром из розовых лепестков и пошла на охоту. Не успела она выйти на своё привычное мeсто возле дороги, как тут же мимо неё промчалось что-то большое и шумное. Пиявка попыталась разглядеть потенциальную добычу, но добыча не останавливалась, а только рябила в глазах рыжими и чёрными полосками, мне вот, например, сразу стало понятно, что это тигренок – такой, знаете, глупый и жизнерадостный, а пиявка так и оставалась в неведении, потому что скажу тебе по секрету, дружок, большая розовая душа очень сильно портит зрение, почти так же сильно, как диабет, а иногда даже ещё сильнее. Короче, пиявка некоторое время щурилась, а потом решила не перебирать харчами, и вцепилась тигренку прямо в шею. Ой, что это? спросил удивлённый тигренок, а пиявка привычно ответила, что, мол, розы, день чудесный, понюхай, какой аромат, но тигренок совершенно неожиданно перебил её радостным воплем: Ура! Давай играть! Но я не умею играть, растерялась пиявка, я умею только сосать… в смысле, лелеять свою возвышенную душу прекрасными запахами и романтическими мечтами… Но тигренок её не слушал, он вообще, редко кого слушал, то есть, он бы с радостью, но терпения обычно хватало только на слово «привет» и на парочку восклицательных знаков. Так что он не раздумывая приступил к игре, и легонько прихватил пиявку зубами. Совсем легонько, вот ты, дружок, даже и не почувствовал бы, но у тебя ведь нет большой и нежной розовой души. Ах, заверещала пиявка, мою нежную душу – и нечищенными зубами…
Я уверена, что она могла бы говорить ещё очень долго, но тигренок сжал зубы чуть сильнее, и пиявка лопнула. Ну да, лопнула, и её прекрасная нежная розовая душа разлетелась в разные стороны маленькими блестящими чёрными капельками. Tигренок несколько минут сосредоточенно отплевывался, а потом побежал дальше по своим делам.
Жила-была прекрасная девушка с зелёными волосами, самая красивая девушка в нашем городе. Звали ее Сой. Была она сиротой, и жила в своём собственном маленьком домике. И хотя за ней ухаживала куча парней, она весело и мягко всех их отсылала на улицу, и встречалась с парнями только на гулянках.
А гулянки у нас в городе всегда были знатные. И с песнями, и с музыкой, и с танцами, и с мансами, и ночь напролёт…
То есть так было раньше – до того, как наш город завоевал дракон. Очень трудно было бы сказать, когда точно это произошло. Как-то незаметно так получилось, что дракон получил место городского судьи, потом мэра, потом почетного и единственного президента. А потом он ввёл такие порядки, что всем стало не до гулянок. Парней отправили в армию, девушки работали в две смены до полной усталости. Какая-то народная полиция ходила по улицам ночи напролёт и забирала в участок случайных прохожих.
Я ж говорю, всё произошло как-то очень незаметно. И только когда полиция разогнала первомайское гуляние – потому что собрались без разрешения господина президента – стало ясно, что дело плохо, что город завоёван, и сам собой уже не освободится. Но никто из горожан не стал устраивать восстание и сражаться с драконом. Каждому было страшно.
***
Сой гуляла по лесу на городской окраине, когда возле неё остановилась огромная машина господина президента. Была осень, уже довольно поздняя осень, листья уже лежали золотыми кучами под ногами. Дракон вышел из машины и подозвал Сой к себе. Она подошла. Они о чём-то поговорили, дракон позвал её покататься, она отказалась, он уехал, а потом поздно вечером к Сой явились члены городского совета, чтобы донести до неё решение господина президента взять Сой в жёны. Её желания никто и не спрашивал. К её дому приставили двух гвардейцев, которые смотрели за каждым её шагом и не пускали к ней никаких гостей. Свадьба должна была состояться через неделю, сразу после праздника Всех Мёртвых. Дракон, я уверен, отменил бы этот праздник, если бы посмел. А может, как раз праздник мёртвых был ему мил и близок. На этот день все жители города накрывали столы, открывали двери и окна в свои дома и ждали в гости духов своих предков, мёртвых с городского кладбища. В этот день духи мёртвых могли приходить куда угодно и делать что хотели – это был их день. В конце дня все жители провожали духов обратно на кладбище, оплетали его верёвками и ленточками, чтобы духи спокойно обитали там до следующего года и не тревожили покой живых.
Итак, наступил день мёртвых. Сой сидела за своим столом одна. Уже давно прошли по центральной улице толпы мёртвых по своим домам, время было за полдень. Сой была сиротой, и у неё не было родственников, похороненных на местном кладбище. Раньше в этот день к ней никто не приходил. Она сидела у накрытого стола (так было положено) и чуть не плакала от мыслей о драконе. Тупые гвардейцы стояли у открытых дверей.
И вдруг Сой увидела одинокую старушку, бредущую по улице. Сой помахала ей рукой через открытое окно, и старушка направилась к ней. Поскольку она была духом, гвардейцы не смогли помешать ей зайти в дом.
Сой радостно встретила одинокую старушку, пригласила её за стол, накормила. А старушка, спокойно поев, сказала ей:
«Знаю я, какая у тебя печаль. Трудно тебе помочь, но я попробую. Вот, возьми травы, которая выросла на моей могиле. Свари её в молоке. И когда поведут тебя в церковь венчаться, выпей это варево. Авось да поможет тебе!»
Старушка ушла, а Сой припрятала траву и стала горевать дальше.
***
Через три дня была назначена свадьба. Рано утром в тот день Сой сварила траву в молоке, и когда явился за ней почетный эскорт, быстро отвар выпила (ах, как невкусно!) Дальше она все видела как бы как разрозненные кадры: шикарная надраенная машина, улица, главная площадь перед городской церковью. Народ, толпящийся по бокам площади. Президент, медленно выходящий из своей машины, в таком чёрно-белом костюме. Двери в церковь, ещё закрытые, два блестящих медных кольца на них, как ручки. Эти кольца делал когда-то Ион, дружок Сой по гулянкам. В одном кольце Сой увидела отражение себя, а в другом – отражение морды дракона.
И тут она захохотала! Ужасно смешные было в кольце отражение её лица, распухшего от слёз, и напыщенной морды президента. Но когда она перевела взгляд от колец обратно на площадь, стало ещё смешнее. Лицо её жениха в реальности было ухохотательным, лица его охраны – ухохотительными, морда его автомобиля – осмехуительным! Сой хохотала и хохотала. Ей даже показалось, что она слегка взлетела над землей, чтобы полюбоваться всем этим сверху. Постепенно стала хохотать вся площадь. Невеста тыкала пальцем в жениха и не могла остановиться. От серьёзных лиц окружения президента становилось ещё смешнее. Площадь затряслась и заходила ходуном.
Вот тут-то произошло второе чудо, хотя любой сведущий в политике вам подтвердит, что так оно и бывает. Президент-дракон растолкал хохочущую охрану, бросился к своему автомобилю, рванул с места и уехал в совершенно неизвестном направлении. Больше он никогда не появлялся в нашем городе. Сой через пару лет вышла замуж за того самого Иона, который кольца на церковных дверях мастерил. А День Мёртвых у нас стали отмечать очень весело. Раньше как-то жались, делали торжественные и печальные лица. А теперь в этот день размалевывают смешные маски и хохочут. И что интересно – мёртвые не в обиде, им нравится.
Дракон
— А я — дракон! — голос немного дрогнул и получилось совсем не так гордо, как хотелось. Она вздернула голову и попыталась посмотреть на других детей так, как должны смотреть драконы: чуть насмешливо и уверенно. Получилось весьма жалко и стыдливо.
— Врешь! — ударило вдруг как камнем. Маленькая куница зло оскалила мелкие зубки. — Какой ты дракон, ты же серая, как крыса!
— Дракон она, — фыркнула толстенькая зайчиха. — У драконов есть крылья, а у тебя нет.
Ей показалось, что вместо земли под ногами образовалась трясина.
— У меня… у меня есть крылья! — предательские слезы начинали навертываться на глаза, закусив губу, она пыталась развернуть маленькие, туго свернутые крылышки, но они не слушались.
— Это крылья? — хихикнула чумазая обезьянка. — Да это просто отростки какие-то, ты, наверное, мутант!
— Что вы с ней разговариваете вообще, она врунья! — крепкий маленький бобр вразвалочку подошел к песочнице, где сидели девочки. — Драконов не бывает, они только в сказках есть, это она выпендривается!
— Врунья, врунья!! — подхватили все вразнобой.
Куничка, признанная королева детской площадки, подвела итог:
— Ты — крыса-мутант! И не ври нам больше, а то получишь!! Уходи отсюда, мы не станем с тобой играть, ты урод!
Она отошла к забору. Долго вытирала слезы, не чувствуя, как вытягивается тело, появляется длинный голый хвост, узкая крысиная морда. О том, что драконы способны менять свой облик, она еще не знала. Успокоившись, набралась храбрости и вернулась к песочнице:
— Я — крыса. Можно с вами поиграть?..
Шло время. Она уже знала о том, что может становиться такой, какой ее хотят видеть. И старательно запрещала себе даже думать о том, чтобы снова принять хоть раз истинный облик. Постепенно она забыла, как же выглядит на самом деле, крылья оставались туго свернутыми комками слабых мышц и даже зеркало отражало только бесформенное серое тело с вечно испуганными глазами.
Принимать облик крысы она со временем перестала — росла, обретала некоторую уверенность в себе и уже выбирала себе обличья, исходя из обстановки и настроения. Умела видеться скромной мышкой, веселым шумным щенком, изящной змеей, стремительной ланью, влюбленной крольчихой, верной собакой. Когда же беспокойная юность все-таки закончилась, ей больше всего полюбился вид красивой пушистой кошки. То ленивой, то носящейся по стенам, чувствующей себя везде, как дома, но всегда уходящей гулять сама по себе. Ей нравилось уютно сворачиваться клубком в кресле и гулять по карнизам ночами, позволять себя гладить по шерсти и мгновенно выпускать когти, если что-то шло не по ее. Где-то в душе, из семи подвалов за семью дверями, еще звучал иногда сдавленный крик «Я же дракон!», но с годами он становился все тише и тише…
Веселый поезд набирал скорость. Так уж сложилось, что она впервые за долгое время ехала отдыхать. Шумная компания львов, медведей и тигриц смеялась и болтала в одном купе, ворон и журавль вели светские беседы в другом, барсук, зебра и хорьки слушали пение павлина и ласточки, а ей неожиданно захотелось побыть одной. Улыбаясь попутчикам и отбиваясь на ходу от предложений посидеть с ними, она вышла в коридор и повернула к тамбуру.
Глаза увидели все сразу, но разуму потребовалось несколько мгновений на осознание. Осознание того, что с ума она, хоть и незаметно для самой себя, но все-таки сошла.
В конце коридора стоял и смотрел в окно большой золотистый дракон. Почувствовав на себе взгляд, он медленно повернулся и, увидев ее, словно остолбенел. Не думая о приличиях, она осторожно — чтобы не было видно, как дрожат колени — шла прямо к нему…
Не чувствуя, как разворачиваются за спиной крылья… как изумрудная чешуя сменяет полосатую шерсть, как цвет глаз меняется с зеленого на янтарный…
— Знаешь, я всю жизнь думал, что драконы это сказочные персонажи. Или что они давно вымерли, а мне вот не повезло сделать это вместе со всеми. И уже перестал верить, что когда-нибудь встречу… короче… привет! Я рад тебя видеть.
Поезд продолжал выстукивать колесами бесконечную песенку о Дороге. Золотисто-изумрудная пыль танцевала в солнечном свете. А в тамбуре курили, разговаривали и смеялись двое — мужчина и женщина.