В своей деятельности мы (редакция сайта КОБ-Медиа) иногда даём ссылки на разных известных людей, которые во многом влияют на общественное мнение и временами в некоторой мере правы. На всякий случай поясняем. К информации следует относиться так: «Не так важно КТО сказал, гораздо важнее ЧТО сказал». Поэтому, если мы где-то в тексте сослались на кого-то — это не означает, что этого человека мы поддерживаем или что этот человек классный (условно говоря).
Не нужно, чтобы вы верили нам или кому-то. Вы — как самостоятельный человек должны критически воспринимать всю информацию, которую получаете. Потому как рассуждать по авторитету какой-либо персоны или «авторитетного» писания означает интеллектуальное иждивенчество. В этом проявляется стремление толпы жить чужим умом и готовыми рецептами, которые раздают подсунутые ей авторитеты. Мы же хотим, чтобы информация побудила вас думать.
В обществе всевозможные авторитеты являются не локомотивами, а помехой личностному развитию других людей и, как следствие, общественному развитию в целом.
Это — объективная данность, которая касается как искусственных “авторитетов”, раздутых пиарщиками из ничего (как правило, в публичных видах деятельности), так и авторитетов тех людей, которые действительно совершили что-то значимое в аспекте полезности для развития общества, вследствие чего заслужили признание в качестве высоких профессионалов в тех или иных сферах деятельности.
Если вредность искусственных, — по сути своей ложных, — “авторитетов” понятна многим, то вредность авторитетов настоящих, заслуженных общественно полезными делами — понятна не всем и далеко не всегда.
Вредность настоящих авторитетов состоит в том, что убеждённость окружающих в их дееспособности выражается не только в оказании авторитетам доверия в тех или иных делах, в выработке и принятии решений и в большей или меньшей готовности жить и работать под их руководством, но и в перекладывании своей доли ответственности на них и в осознанном (либо бессознательном) признании за собой права на беззаботность и безответственность.
Широко распространённое выражение этого принципа «я — человек маленький, от меня ничего не зависит». Но нет понимания того, что при таком отношении к Жизни ничего и не будет от него зависеть.
Рядом с авторитетом оказывается много пресмыкающихся холуёв и возможно честных, но безъинициативных исполнителей, но крайне мало тех, кто может проконтролировать безошибочность действий авторитета и взять на себя инициативу в тех аспектах общего дела, до которых у самого авторитета не доходят руки или которые оказываются вне сферы его мировосприятия, миропонимания и, как следствие, вне его управленческой компетенции, что чревато для общества (общего дела) большими неприятностями.
Своим умом решать свои же проблемы — жить по-людски — толпа не желает и, разочаровавшись в одних вождях, немедленно начинает ожидать новых авторитетных вождей. Благодаря своему бездумью толпа следует за вождём страстно, т.е. безответственно, неусомнительно веря в правоту вождя. Это порождает бездумную вседозволенность толпы как в целом, так и каждого из её членов.
Разочаровавшись по каким-либо причинам в прежнем своём кумире-авторитете, под воздействием своей же недееспособности, многие прежние поклонники реализуют свою зависть к прежним авторитетам в том, что становятся в отношении них клеветниками и активными противниками.
Другая крайность ― борьба с любыми авторитетами — тоже одна из специфических черт. Протекать она может в разных формах:
- Нигилизм, выражающийся в лозунге «я ― враг всех авторитетов». В конечном итоге он приводит к безосновательному отказу в доверии другим людям на основании собственных предубеждений в отношении них, а также и на основании циркулирующих в обществе сплетен, получивших распространение и принятых за истину чужих вымыслов, а также неадекватных субъективных интерпретаций реальных событий. Нигилизм, как разновидность социального идиотизма, обрекает на бесплодие в делах всякого, кто оказывается в его власти.
- Конкуренция с авторитетом за обладание его статусом в обществе. По своей сути она направлена на развенчание его во мнениях окружающих и занятие его места либо самим конкурентом, либо теми, в чьих руках амбициозный конкурент — пешка.
- Если она направлена на развенчание дутого “авторитета”, созданного искусственным путём, либо возникшего по недоразумению признающих чей-либо “авторитет”, — по сути своей бесцельное занятие, в случае успеха достигающее того результата, что на смену прежнему пустоцвету на некоторое время приходит новый пустоцвет.
- Если она направлена на лишение доверия и уважения человека, делающего действительно нечто общественно полезное, и достигает успеха, то обществу (общему делу) наносится вред; если она успеха не достигает, то «борцы с авторитетом» дискредитируют сами себя во мнении окружающих. В любом из двух вариантов, о «наезде» на совершающего благое со временем придётся сожалеть если не самому инициатору «наезда», то тем, кто с ним солидаризовался.
“Ха! раз вы выложили ролик этого придурка/либерала/алкаша и т.д. (вставьте другой вариант), вы тоже придурки, значит” — это аргументация к личности, а стоит рассматривать суть сказанного этим придурком/либералом/алкашом.
Рассуждая по авторитету, индивид находится под его давлением, а значит может быть одержимым этим авторитетом. По большому счёту, культ авторитетов в рабовладельческом обществе нужен для того, чтобы люди не развивались и оставались толпой — бездумно доверчивыми людьми, которые либо принижают свои способности («я человек маленький, а вот он жираф, ему видней»), либо превозносятся в самомнении о своей интеллектуальной мощи («я и так умный, зачем мне ещё учиться?»).
Необходимо отказаться от предъубеждённости, дабы каждый добровольно думающий воспринимал прочитанное по своей совести, своему разумению по жизненным обстоятельствам и мог исправить ошибки без психологического давления имён тех, чьи мнения он привык воспринимать как неусомнительно авторитетные.
В действительности же авторитеты исчезают в совместной инициативной творческой деятельности на основе единой этики, объединяющей и “авторитетов”, и прочих участников общего дела.
Не доверяйте тому, что вы слышали; не доверяйте традициям, так как их передавали из поколение в поколение; не доверяйте ничему, если это является слухом или мнением большинства; не доверяйте, если это является лишь записью высказывания какого-то старого мудреца; не доверяйте догадкам; не доверяйте тому, что вы считаете правдой, к чему вы привыкли; не доверяйте одному голому авторитету ваших учителей и старейшин. После наблюдения и анализа, когда он согласуется с рассудком и способствует благу и пользе одного и каждого, тогда принимайте это и живите согласно ему.
Гаутама Будда
Частично воспользовались источниками:
Вкратце об авторитетах
Кризис охлократии как преддверие народовластия