Концептуально-Самообразовательно-Психологическая Лабаратория — это мероприятие, которое проходит в Москве и Санкт-Петербурге. Цель данного мероприятия — обретение целостности сознательного и безсознательного уровней психики, нравственное преображение к праведности и самообразование, как основа для личностного роста. Подробнее о мероприятии https://vk.com/psiho_lab
Заметки о самообразовании #13
Сегодня поговорим о страданиях и их природе. Вы когда-нибудь задумывались, что в вас страдает, когда вы грустите, тоскуете, стрессуете, обижаетесь и т.п.? Душа или ЭГО? Может ли душа страдать? Или страдания — это инструмент души, наносящий удар по вашему ЭГО?
Я исхожу в своих рассуждениях из того, что душа — жилица двух миров, частичка, управляющая телом и психикой, посланная в этот мир с целью получения опыта для развития. И «Бог не есть Бог не устройства, но мира», Он не тиран и не садист, «не возлагает на душу больше, чем она может понести». Не торопитесь возражать мне и отрицать эту информацию, приводить свои доводы о несправедливости этого мира. Давайте поразмышляем вместе.
Часто при обсуждении этой темы приводят в доводах всяких мучеников, которые пострадали незаслуженно (например, Зоя Космодемьянская), ставя себя на их место и делая вывод, что сами мы такого бы не смогли вынести. Но если вы так рассуждаете, то уверяю, вы бы и не оказались на таком месте, ведь если душа проходит такие сложные уроки, то ей даются и силы на это, ведь она сама наметила себе план развития и поместила тело и психику в такие условия, соответственно страдания не ощущаются человеком так, как мы себе это представляем, пытаясь сопереживать кому-то. Вообще оценивать чужой язык жизни и чужие страдания дело неблагодарное, т.к. мы не знаем всех тонкостей и у каждого свой сокровенный диалог с Творцом. Перед тем как встретиться с серьёзными катастрофами, Жизнь предупреждает нас подсказками и у нас есть некоторое время на переосмысление, после чего, если мы не использовали это время с пользой, катастрофичность увеличивается. Человек не может увидеть смысл в страдании, если он при этом нравственно не меняется, но страдания обретают для него смысл, когда он извлекает из них урок и меняет свою нравственность, тогда он перестаёт страдать, в этом уже нет необходимости.
Приведу аналогию. Кто попадал в экстремальные условия, например, ломал кости, тот знает, что в первые минуты ты вообще не чувствуешь боль и не сразу понимаешь, что произошло, т.к. в шоковой ситуации тело вырабатывает гормоны, чтобы ты не чувствовал боль и мог сам себе помочь, действуя оптимально, не обращая внимания на ущерб. Точно так же и с психическими страданиями — их доза не превышает того, с чем может справиться человек, и большинство из них вообще не обусловлены объективной реальностью, а выдуманы субъективно и уходят как только развеиваются иллюзии их породившие. Если физическая боль указывает на неправильное использование тела, то психическая боль — это следствие неправильного использования своей психики, наличия в ней конфликтов, нравственных неопределённостей, пороков, я-центризма, которые давно не подвергались чистке.
К теме страданий есть два подхода, две крайности: первая — убегание от страданий через получение удовольствий, стимулы внешней среды, забивание рецепторов, информационных каналов, раздражение нейромедиаторов (наркота, еда, секс, музыка, кино, побалтушки, медитации, танцы и т.д.), всё, что отключает мозг и мешает подумать и услышать голос совести, сигнал о том, что надо менять. Возможно вы встречали людей, которые постоянно улыбаются неестественной натянутой улыбкой, вечно такие на позитиве, дела у них идут «лучше всех», они постоянно шутят и т.д. Это бывает следствием самозомбирования себя некой идеологией, в которой страдать вообще запрещено. Если на фотографии такого человека закрыть улыбку и посмотреть в глаза, то можно увидеть в них печаль, ведь этот путь самонакачки не приводит к настоящему счастью и внутренняя конфликтность постепенно накапливается.
Вторая крайность — это возведение страданий в смысл жизни, культивирование и поклонение страданиям: «Бог терпел и нам велел», «добрым людям для счастья хватает страданий» и т.п. Сюда относятся: спасательство, жертвенность, мазохизм, самобичивание, жизнь ради других, монашество, отшельничество, фанатичный аскетизм и т.п. Многие религии и идеологии пропагандируют такое мировоззрение и такой путь жизни, предлагая побыстрее отбыть срок на этой проклятой планете-тюрьме и скрывая от людей истинное предназначение их тела и психики.
Думаю, читателю понятна тупиковость обоих путей, ведь здесь не происходит нравственного переосмысления. Здравый подход заключается в том, чтобы извлечь смысл из того «страдания», в котором вы находитесь, найти то проявление вашего ЭГО, которое при этом ущемляется, оскорбляется, обижается и т.д.
После того, как вы переосмыслите ту ситуацию, в которую попали, причины, которые вас в неё привели, ответите на вопросы в чём права Жизнь и Бог, помещая вас в эту ситуацию, в чём прав другой человек, который выступает как ваш «мучитель», что вам нужно пересмотреть в себе, чтобы больше не попадать в подобные ситуации, вы испытаете облегчение, радость, воодушевление и благодарность Богу, Жизни и вашим учителям-зеркалам, тем людям, которые давали вам обратные связи, «ущемляя» ваше Эго.
Можно ли быть счастливым в этом мире, во времена, когда вокруг так много страданий и несправедливости? Я считаю, что можно, ведь ваша сокровенная религия — связь с Богом, Свобода (совестью водительство Богом данное), вхождение в Соборность, творчество в ней, состояние Любви, не зависят от внешних обстоятельств.
Счастье — это соучастие, ощущение себя частью чего-то большого, единого и родного. В этом вопросе с одной стороны, человек самодостаточен, но человек так же и социальное существо и для полного счастья ему не хватает счастья остальных, поэтому тому кто любит, необходимы навыки выявления и разрешения проблем своих и общества в целом и в первую очередь методологические навыки поиска истины, к которым относятся навык диалектики и навык управления по полной функции, т.е. с предсказанием-предвидением-предуказанием.
Заметки о самообразовании #14
Однажды я задумался, а есть ли в жизни аналоги и примеры таких отношений, в которых нет подавления и навязывания чужой воли, где есть партнёрство и поддержка, возможность развиваться и раскрывать себя? И вот на этот запрос пришла информация о контактной импровизации, которой я теперь занимаюсь уже больше года и, наконец, решил поделиться своими мыслями и чувствами на этот счёт с вами.
Контактная импровизация — это вид современного танца, позволяющий двум (или нескольким) партнёрам вести спонтанный телесный диалог через кинетические, чувственные сигналы распределения веса и инерции, ограниченный только физическим законами. Здесь нет заучивания схем движения. Слушая своё тело мы ищем свой танец, своё движение, которое рождается здесь и сейчас с партнёром, с группой, пространством в близком контакте и на расстоянии. Это форма танца с партнёром, основанная на физических принципах прикосновения, инерции, обмена весом, и следовании единой точке контакта. Она была придумана в 1972 году Стивом Пэкстоном, который объединил свой опыт танцора модерна и Айкидо в процессе исследований со студентами и коллегами. Эта танцевальная практика исследует навыки падения, перекатывания, контрбаланса, поддержек с минимальными усилиями и то, как становиться в поддержке легче, техники центрирования и дыхания, а также способность быть чутким к партнёру и окружающей среде.
Сразу оговорюсь, что понять это явление, только читая статьи и просматривая видео, не пробуя на практике, невозможно в полной мере, так что моя задача сводится только к субъективной интерпретации полученного реального опыта, который возможно отзовётся и будет полезен кому-то ещё.
Сначала может показаться, что это и не танец вовсе, а какие-то акробатические упражнения, что-то среднее между спортом и боевыми искусствами, но для меня Контактная импровизация — это Танец с большой буквы, т.к. он подразумевает максимум творчества и минимум условностей и правил. Он основан не на заучивании каких-то движений и их повторении, а на освоении принципов, к которым может прийти любой человек, изучающий своё тело и как оно может взаимодействовать с другим телом, если проводить исследования длительное время. Именно исследованиями мы и занимаемся на занятиях по КИ. Часто даются такие задания типо — найдите 3 способа безопасного падения. Преподаватель как бы задаёт направления исследования, после чего мы делимся своими открытиями.
Какая-то часть контактной импровизации вложена в более широкое понятие танцевально-двигательной терапии, а та в свою очередь в телесно-ориентированный вид психотерапии, хотя терапия и не является в КИ самоцелью, а скорее побочным эффектом. Эти практики уже давно изучены и успешно применяются в работе над физиологическими и психологическими проблемами. Я не ставлю задачу здесь описывать подробно эти системы психотерапии, историю их появления, авторов и т.д., кому интересно, есть википедия, яндекс, ютуб и даже разработаны целые учебные пособия на эту тему. Я считаю, что нам в деле построения индивидологии стоит использовать те рабочие инструменты, которые уже имеются в культуре, но, разумеется, с умом и творчески, под конкретные задачи и цели.
Итак, первое, что меня впечатлило на занятиях по КИ — это так называемый «приход в себя» через осознание ощущений в своём теле (телесную осознанность) и «маленький танец», чувствование своего веса, его перетекание (внутренние микро движения), постоянное подстраивание вестибулярного аппарата, выстраивание структуры, из чего в дальнейшем рождается соло танец в контакте с полом. Кстати, пол, как оказалось, является очень хорошим и надёжным партнёром, на которого можно положиться! 😉 Забегая вперёд, скажу, что когда учишься танцевать соло, ловить волны внутри себя, следовать за ними, тогда и контакт с другими получается более насыщенным, спонтанным и творческим.
Когда после дневной суеты приходишь на занятия, ложишься на пол и начинаешь осознавать своё тело, его вес и структуру, перемещать внимание на разные части тела, в себя и в среду, постепенно возвращаешься в себя, в момент здесь и сейчас, учишься слушать себя, отбрасывая все шумы, ненужные мысли, не актуальные сейчас планы, цели и т.д. Не надо никуда бежать, не надо выполнять план по физической активности, можно просто полежать и поперетекать, прочувствовать каждую мышцу и каждую клетку, побыть в моменте, погонять мурашки по телу, посмотреть на других людей. Кстати, смотрение — это тоже крутая практика, можно всё занятие просто лежать и смотреть, как другие танцуют, это очень интересный опыт. Постепенно эти практики осознанности тела начинаешь вводить в свою повседневную жизнь – это можно делать повсюду – в магазине, в троллейбусе, на остановке, на природе и т.д.
Роль преподавателей.
Я побывал на занятиях у очень многих преподавателей из Москвы и из других стран и каждый раз был в восторге от такого разнообразия в подходах к преподаванию, от уровня подготовки и душевности передачи информации. Один и тот же навык можно освоить совершенно разными способами. Большое значение имеют метафоры, сравнения, аналогии, представление которых в своём воображении позволяет быстрее погрузиться в процесс и достичь нужного состояния. Приведу пару примеров — попробуйте походить, представляя, что вам залили много масла в суставы и они стали очень подвижными или представьте, что ваше тело состоит из бабочек, которые то разлетаются, то собираются обратно в структуру. Как вам такие метафоры? Есть преподаватели, которые дают очень хорошую базу – основные навыки и принципы для новичков и не только, есть преподаватели, которые дают какие-то фрагменты но в углубленном виде. Я рекомендую не ограничиваться кем-то одним и походить к разным, обогатив свой опыт.
Упражнения с партнёрами. Прикосновения, передача веса.
Одним из самых ярких впечатлений для меня является момент, когда два веса, два тела становятся одним целым, некой субстанцией, которая перетекает, меняя структуру, уровни и направление движения. Этот момент слияния сложно вычленить из танца, он растянут во времени. Если вы, например, хотите перенести какой-то груз из пункта А в пункт Б, то есть чёткий момент, когда вы взяли в руки этот груз и оторвали от пола, перенесли и затем поставили. В контактной импровизации всё иначе. Есть два тела, у которых есть центры тяжести, они передвигаются, взаимодействуют, в какой-то момент твой центр оказывается выше центра партнёра и как следствие, отрываются от пола одни конечности (например, ноги), затем полёт с опорой на точу контакта и опускаются на пол эти же или другие конечности (например, руки), но поскольку это происходит плавно, естественно, как бы само собой, ты успеваешь «прорасти» в другого человека и открываешься встречному потоку, и вот уже ситуация поменялась и твой центр принимает центр партнёра и эта смена длится много раз, и ты перестаёшь отслеживать где именно находится твой центр, но при этом ты чувствуешь общий вес. И если это происходит довольно быстро, то спиральные и волнообразные движения создают ощущение полёта, если же это происходит медленно и ближе к земле, то создаётся ощущение плавания и погружения куда-то в глубину, в воду.
Сколько же радости доставляет такое взаимодействие с другим человеком! Вы встретились на время, вы ничего друг другу не должны, вы можете поиграть и порадовать друг друга. Так наверное резвятся кошки и другие животные на природе. Что развивается в этом взаимодействии – это доверие себе и другому, снятие блоков, зажимов, открытие для себя новых движений и возможностей, чувствование другого. Одним из открытий для меня было то, что руки, как и ноги, могут служить вполне надёжной опорой, и когда начинаешь осваивать эту опору, то перестаёшь цепляться ногами за землю и «врастать в неё корнями». Когда начинаешь чувствовать безопасность движения вверх и тянешься туда руками, партнёру твой вес становится как пушинка и даже хрупкие девушки могут спокойно делать поддержку для крупных парней, используя не силу мышц, а скелетную структуру тела и принципы механики.
Ещё одним открытием для меня стало отношение к падению не как к чему-то плохому и опасному, а как к части движения, которое не останавливается, а продолжается. Если смотреть с этих позиций, то весь танец состоит из маленьких взлётов и падений, и когда отрабатываешь навыки смены уровней (верхний, средний, нижний), то становится совсем не страшно падать, получаешь от этого удовольствие. Правильно падать – это то чему учат в первую очередь в боевых искусствах и на занятиях по КИ для начинающих.
В обычной жизни спектр наших движений довольно узок – это ходьба, сидение, стояние, лежание, выполнение каких-то операций руками, у кого-то есть тяжёлые, даже травмирующие нагрузки, но мало кто в течение дня позволяет своему телу подвигаться так, как оно того хочет: поваляться, поперекатываться, покувыркаться, попрыгать, покрутиться – делать всё то, что так любят дети, ещё близкие к природе и не забитые правилами взрослых. Многие упражнения, которые даются на занятиях по КИ можно практиковать и дома. Если у вас есть девушка/парень, то занимаясь вместе, вы сможете выйти на высокий уровень близости, чувствования и понимания друг друга, ведь в танце мы проявляем себя так же как в жизни.
Если вам кажется что такой уровень близости, который предлагается в КИ для вас пока слишком, если вы боитесь прикосновений и уютно себя чувствуете в своём панцире, из которого не хотите вылазить, то возможно заниматься КИ для вас пока рановато, хотя именно классы для начинающих, возможно, помогут вам избавиться от страхов. Если вы боитесь, что через телесную близость вы подхватите из биополя партнёра чужеродные программы или заразитесь какими-то психическим заболеванием или пороками, то КИ скорее всего не для вас. Ну и если вы не контролируете свою сексуальность, постоянно излучая ферамоны и ваша кундалини выплёскивается через макушку, забрызгивая всех окружающих, то, скорее всего, вам будет не уютно на занятиях по КИ и окружающим с вами будет тоже не уютно, хотя как отмечено мной и другими практикующими, КИ помогает переключать внимание с сексуальной энергии на другие более «тонкие» или «высокие» вибрации, способствует самоконтролю и восприятию партнёра не как объекта вожделения противоположного пола, а как Человека со своей душой, брата/сестру/товарища. Кстати, не рекомендую избегать в партнёры человека того же пола что и вы – это отличный опыт, который вы не получите с противоположным полом. Ну и когда вы освоите базовые навыки и ваше внимание не будет скованно на своём теле, вы сможете получить опыт танца сразу с несколькими партнёрами – это практика, которую сложно описать, но она даёт очень классные ощущения сопричастности, единства, сотворчества и, к сожалению, не так часто практикуется на джемах (это та часть занятия, где происходит сам танец).
Есть ещё такое явление в контактной импровизации, как перфоманс — представление для зрителей, но это явление требует отельного рассмотрения, возможно опишу в будущем. Иногда на занятиях по КИ устраивают небольшие перфомансы и это очень интересный опыт как с точке зрения наблюдения, так и участия.
В скором времени я выложу видео интервью с преподавателями контактной импровизации, в которых рассмотрены многие стереотипы об этом танце. Так же, кому интересно, рекомендую почитать статьи о КИ на сайте:http://www.contactimprovisation.ru/info.html
Возможно, в будущем, если будет запрос, организую тренинги с элементами танцевально-двигательной терапии, так что пишите в комментариях, на сколько вам интересна данная тема.
Домашнее задание:
Попробуйте прямо сейчас встать и подвигаться-потанцевать вслед за своей рукой, потом за другой рукой, за ногой, головой, центром, уделите им внимание по отдельности, посмотрите, куда они вас ведут, как проявляют себя, где скрываются зажатости. Эти несложные упражнения возвращают утраченную целостность духа, души и тела, помогают убрать конфликтность в психике, ведь тело и дух связаны между собой и изменения в одной области приводят к изменениям в другой.
Эксперимент 1
Подойдите к нравственно неоднородному с вами человеку (желательно к тому, кто вас больше всех раздражает, не важно, родственник или нет) и обнимите его, скажите как он вам дорог и за что вы его цените, несмотря на нравственную неоднородность, и как вы благодарны судьбе за то, что она свела вас с ним (можно немного мысленно подготовиться, но не затягивайте, иначе получится лицедейство).
Если он будет ошеломлен, можете сослаться на домашнее задание, мол это такой эксперимент в лаборатории самообразования.
Опишите в комментариях те чувства, которые вы испытывали, когда обнимали его. Насколько вам было легко обнять его и сказать ему приятные слова? Как это повлияло но ваши отношения? На последний вопрос можно ответить спустя день-два после обнимашек. В дальнейшем предлагаю повторять этот эксперимент начиная с периодичности раз в неделю и доводя до нескольких раз в день, если ваш человек будет не против. )
По себе знаю как это не просто ) и многим потребуется серьёзные усилия над собой и смелость в преодолении барьера… Может вы с кем-то поссорились и злитесь… Самое время подойти и исправить положение! Если человек находится далеко, можно позвонить ему. Если даже позвонить нет возможности, проведите мысленный эксперимент, представив как вы подходите и обнимаете его, говорите слова благодарности.
Эксперимент #2 ОСОЗНАВАНИЕ
Итак, пришло время для второго эксперимента. Цель второго эксперимента — способствовать осознаванию и фокусированию.
Чем лучше вы узнаете своё тело, свой ум и своё окружение, тем более вы будете способны создавать живой, важный для себя опыт, и, таким образом, сможете улучшить качество своей жизни, что позволит принимать удовлетворяющие вас жизненные решения.
В данном упражнении предлагается разделить осознавание на 3 аспекта: осознавание ощущений, чувств, мыслей (или других мыслительных процессов, таких как фантазии, образы, воспоминания и т.д.). Наилучший эффект достигается, когда вы сможете соединить воедино ощущения, опознать чувства, связанные с ними, и соединить оба (ощущение и чувства) с мыслительными процессами.
Изучив данную методику, вы можете изменять упражнения для себя так, чтобы вам было удобно, здесь нет ничего неприкосновенного!
После описания упражнения я привожу фрагмент из книги Джона Энрайта «Гештальт, ведущий к просветлению», посвящённый осознаванию.
Общая настройка.
Можете лечь или сесть в удобной позиции, глаза закрыты. Сначала несколько минут послушайте ваше дыхание. Опишите его (оно глубокое, поверхностное, быстрое, медленное, громкое, приглушенное).
Затем проведите полный обзор тела от головы до пальцев ног или в обратном направлении – от пальцев ног до головы. Составьте предложения, начинающиеся со слов: «Сейчас я осознаю». Например: «Сейчас я осознаю, что мои пальцы согнуты (или расслаблены, или холодные и т.д.)».
Направляйте ваше внимание вверх или вниз по телу. Например: макушка головы, лоб, глаза, нос, и т.д. Когда вы будете проходить эти области, не обойдите своим вниманием осознавание вашего голоса.
Фокусирование.
Далее предлагается совершать последовательные циклы из 3 шагов до тех пор, пока не ощутите завершённость. Или вы можете начать с шага 3, следуя вашим мыслительным процессам.
Шаг 1. (Физические ощущения). Зафиксируйте самые заметные физические ощущения, которые вы осознаёте прямо сейчас. Используйте для этого сигналы всех органов чувств. Ваше внимание может перемещаться как во внешний мир, так и во внутренний (ощущения внутри тела, под кожей). Можете выбрать какой-то предмет в комнате и описать его, начиная со слов «сейчас я сознаю…».
Шаг 2. (Чувства и эмоции). Назовите чувства или эмоции, соответствующие этим ощущениям.
Шаг 3. Позвольте появиться всему, что придёт из этих ощущений и чувств, будь то мысль, воспоминание, образ, фантазия. Повторяйте последовательность из 3 шагов до тех пор, пока не почувствуете удовлетворение.
Опишите результаты эксперимента в комментариях — чего вы достигли?
Далее привожу фрагменты из книги Энрайта «Гештальт — Путь к просветлению», которые помогут понять суть упражнения осознавание.
Представьте себе, что вы заперты в тёмной комнате, полной интересных объектов. Вам дали лампу-вспышку, и ваша задача внимательно рассмотреть каждый объект в комнате и дать его точное описание. Вы не сможете рассмотреть все объекты в комнате, потому что лампа – тоже объект, а его вы не можете увидеть. Сознавание – это такая лампа, с помощью которой мы изучаем мир и себя; как же мы можем изучать сознавание?
Если мы наивным взглядом рассмотрим сознательный опыт, что мы увидим? Поток фантазий-образов и внутренней речи-мышления, который иногда связан с чем-то, что происходит во внешнем мире, но чаще являющийся несвязными мечтаниями. Внешний мир представлен в сознании временами, особенно если мы в нём что-то делаем – например, ведём машину. Иногда мы не обращаем на него внимания довольно длительные промежутки времени, хотя он, кажется, всегда присутствует, когда мы опять выглядываем или прислушиваемся. Часто возникают сигналы ощущений тела, внутренних или в связи с контактом с внешним миром. Они обычно временны, иногда более или менее устойчивы.
Содержанием мечтаний может быть либо воспроизведение, либо предвосхищение чего-то, будь то с тревожностью или с ожиданием удовольствия. Это может быть пересмотр чего-то, что уже произошло. Часто в таких случаях добавляется: «Нужно было…», «Если бы я сказал…» – сожаление часто является основным тоном чувствования.
В этом потоке может происходить множество вещей: внезапный сдвиг в том, что мы замечаем, сдвиг в чувствах относительно этих вещей. Или наоборот: сдвиг чувствования и вслед за ним сдвиг замечания. Мы можем делать одно, например говорить по телефону, но при этом сознавать, что мы машинально чертим что-то на бумажке, или еще что-то. Как погода, сознание постоянно меняется. Однако, так же, как и в случае погоды, может быть несколько лежащих за видимыми переменами тем или принципов, на которых основывается все разнообразие.
Что же такое сознавание среди всего этого? Если это не синоним сознания, то что в него входит? Многое происходит, многое регистрируется. Может быть сознавание – это регистрирование? Акт регистрирования? Или это то, что мы делаем? Действие делания? У нас могут быть длинные промежутки, которые кажутся свободными от регистрирования, пустые мечтания, и все же, если внезапно спросят, мы можем оглянуться назад и вспомнить впечатление или действия, которые, как нам кажется, мы не регистрировали в то время.
Делание – это очевидно не сознавание, потому что многое из того, что мы делаем, даже сложные двигательные акты, даже – приходится сказать – значительная часть разговоров, – вполне автоматичны, выполняются на уровне органической деятельности, высоко интегрированны, но без сознания. Лунатизм редкий и драматический пример того, что происходит с каждым постоянно в менее драматической форме.
Сознавание не находится ни в каком содержании или действии. Его суть – связанность любого содержания с любым другим из актуальной ситуации, в которой это происходит.
Сознавание — движущийся момент пересечения сознания с сейчас, это не содержание того, что вы в этот момент поняли, – это сам момент понимания, живой акт переживания «что – вы – делаете – когда – вы – это – делаете». Это мгновенное расширение, раздвигание границ того, что видится как соединённое и соотнесённое. Расширение перспективы – слова, близко передающие, на что похоже сознавание, за исключением того момента, что перспектива обычно предполагает дистанцию, а сознавание никогда не отдалено, оно всегда в соприкосновении с тем, что в него входит.
Оно состоит в том, что больше элементов видится одновременно, причём видятся они как связанные, интегрированные. Всегда что-то из того, что видится как соединённое и связанное, присутствует здесь и сейчас, как часть текущей ситуации. Поэтому в сознавании всегда есть элемент новизны. Если человек говорит, что он сознаёт то же, что и раньше, вы можете быть уверены, что он говорит о чём-то другом. Содержание сознаваемого момента может продолжаться, это может быть формулировка, сознаваемая в настоящий момент, но продолжение сознавания не связано с этой формой. Если сознавание продолжается, оно должно перетечь в какую-то другую форму.
Сознавание распознаётся по своему качеству, а не по содержанию. Содержание для сознавания – как раковина для моллюска, который выращивает её как свой дом. Раковина может просуществовать столетия, и другие подобные моллюски будут роиться вокруг неё прямо сейчас, живые и благополучные. Но тот моллюск, который создал раковину, мёртв. Вы можете многое узнать о нём, может быть, даже что-то важное, изучая оставленную им раковину, но вы никогда не узнаете его. Целые мешки инсайтов, которые люди таскают с собой, могут быть так же полезны, как раковины; мой опыт говорит мне, что они являются скорее препятствиями, чем путями к новому, свежему сознаванию. Вчерашний инсайт – сегодня прошлое, а завтра – сопротивление.
Сознавание обладает, так сказать, собственным умом. Это живое качество момента, не его содержание. Можно сравнить его ещё с ручейком, где-то скачущим водопадом, где-то уходящим под землю, затем снова выбегающим на землю. Сознавание это вода, а не русло. Живое сознавание в некий момент может быть в словах, в словесном содержании, в следующий момент сознавание уходит из них и перебрасывается в заботу говорящего о том, что вы о нём думаете, которая может быть проблеснёт в глазах, в этот момент жизнь сознавания – во взгляде. Затем, возможно, переживается момент какого-то гнева, и сознавание переходит на напряжение каких-то мышц руки говорящего.
Основной гештальтистский приём изучения сознавания – это континуум сознавания – натуралистический процесс простого наблюдения с абсолютным минимумом структуры или руководства. Это может быть практикуемо в одиночку или с другими, в качестве медитации, то есть как основной фокус внимания, или по ходу других дел. Инструкции просты: начинать предложение словами «Сейчас я сознаю…», и заканчивать тем, что доминирует в сознавании в данный момент. Чтобы это было гештальтистским упражнением, нужно удерживать начало «Сейчас я сознаю…», хотя постепенно это начинает проговариваться коротко или во внутренней речи.
Нет возможности выполнить это упражнение неверно, хотя некоторые и стараются потерпеть неудачу изо всех сил. Некоторые люди характеристически привязаны к трудностям выполнить инструкции или преуспеть в выполнении задания. Я рад предупредить таких людей, что им действительно придётся трудно. Сознавание того, что «мне нечего сказать» или «я не сознаю ничего» так же хорошо в данном упражнении, как и пиковое переживание. «Мой ум пуст» – прекрасно, отметьте это и продолжайте. Как только люди прислушиваются к пустому, многое проявляется из него, и оно становится полным. Фриц Перлз любил говорить о плодородной пустоте, о Ничто, из которого истекает сознавание; это переживание может повторяться в этом упражнении.
Мы сразу же замечаем, что это редко – плавное течение. В нём есть паузы, колебания, неожиданные скачки. Мы можем пережить их в себе и можем слышать их, когда другие делают упражнения. Когда мы слушаем, как кто-то выполняет упражнение, мы можем услышать моменты, звучащие как выбор или решение сказать то или другое, хотя, если это и моменты выбора, о них редко сообщают именно как о таковых. Иногда поток течёт очень плавно некоторое время, и мы можем догадаться, что человек наткнулся на уловку, облегчающую задачу вроде каталогизирования: сейчас я сознаю окно, дверь, стены, ковёр… Можно продолжать автоматически и перечислять элементы выбранной категории, пока не надоест.
Когда вы выполняете это упражнение, вы, возможно, приходите к чувству «Теперь мне хочется остановиться», иногда деликатно представляемому «Мне пора остановиться». Если вы просто сообщаете об этом пару раз как о содержании сознавания и продолжаете, – очень вероятно, что появится что-то особенно интересное – нечто, что заставляет вас ёрзать и чувствовать, что сейчас что-то будет. Как будто вы знаете, что некоторое содержание, чуть более волнующее и неконтролируемое, чем обычные, ищет себе дорогу, и вы решаете, что, может быть, безопаснее остановиться прежде, чем оно появится.
Это наблюдение ведёт к новым возможностям разговора о сознавании. Организм всегда фокусируется – то есть телесно внимает – тому и на том, что для него важно. Объекты фокусирования меняются по мере возникновения новых внутренних потребностей, их исчезновения, смены и т.п. Когда я чувствую жажду, я буду искать что-то, что может её утолить; когда жажда утолена (или если, наоборот, ясно, что такая возможность мне в ближайшее время не представится) то фокус может переместиться на что-либо другое. Фокус может сдвигаться, но всегда есть какая-то фокусировка. Сознавание – это зона пересечения постоянно сдвигающегося фокуса внимания тела с сознанием.
Существуют определённые воспроизводящиеся полярности, альтернативные возможности в том, как сознавание приходит или выражается. И можно многому научиться, обращая на это внимание. Каждая из этих полярностей, каждое из этих различений может быть основой простого упражнения в сознавании. Это формальные аспекты сознавания, независимые от содержания, и их можно предложить человеку, осуществляющему континуум сознавания, как структуру сообщений.
Первое различение – отмечать для каждого сообщения о сознавании, было ли оно выбранным или данным. Сообщая о каком-то определённом содержании, имею ли я дополнительные чувства, что я мог сказать несколько вещей и из них выбрал эту одну, или она кажется прямо здесь присутствующей, данной, и только о ней я и могу сказать? Внезапный громкий звук посреди эксперимента обладает обычно этим качеством данности.
Два тесно связанных различения могут быть рассмотрены под общим названием оценки. Одна оценка – это различение приятного и неприятного. Это связано прежде всего с телом: пристальное внимание может дать возможность почувствовать приятное, как движение тела к стимулу, а неприятное – как отталкивание, отторжение. Выполняя упражнение, просто добавляйте: «Сейчас я сознаю…, и нахожу это приятным (или неприятным)» после каждого сообщения. Если добавить нечего (то есть такого рода оценка не возникает), – можно попробовать угадать или попробовать то или иное: часто чувство начнёт возникать.
Другого рода оценка, которая кажется исходящей, метафорически говоря, больше из головы, чем из тела – это суждение. Для исследования такого рода оценки можно добавлять после каждого сообщения о сознавании: «Я нахожу это хорошим (плохим)», точно так же пользуясь попыткой угадать, если оценка не возникает сразу.
Когда то и другое некоторое время практиковалось независимо, может быть одновременно обескураживающим и завораживающим попробовать их вместе: «Я сознаю то-то и то-то, и нахожу это приятным и считаю дурным!»
Следующее различение – разделение «Я сознаю» на «Наблюдаю» и «Воображаю», т.е. представляю себе. «Наблюдаю» относится к чувственно данному в момент говорения, а «Представляю» – ко всему остальному.
Заметки о самообразовании #15
В продолжении темы страданий из заметок #13 и статьи о внутреннем ребёнке: http://kobmedia.ru/?p=33556
Сегодня поговорим об извечной дилемме и противостоянии двух подходов к психологии.
Одни (пушистики) говорят: никто и никогда не выбирает быть несчастным и больным. Нельзя постоянно требовать выйти из зоны комфорта от человека, который никогда в этой зоне и не был. Если человеку больно и плохо, значит, его надо пожалеть и погладить, а не отпинать. Если человек продолжает испытывать боль и страх – значит, он не может сейчас что-то поменять, просто все мы люди, мы можем быть слабыми, мы можем быть больными, на нас могут действовать силы, превышающие наши собственные. Людям надо помогать и сочувствовать, а вы что устроили, блин?
Другие (мотиваторы с плёткой) кривят нос: слушайте, товарищи, мы, конечно, всё понимаем, но каждый сам творец своего счастья. Можно ныть о несправедливом устройстве мира до конца дней своих, но не лучше ли пойти и сделать с этим всем хоть что-нибудь? Ну не с миром, а хотя бы с собой? А? Не? Не хочешь? Конечно, не хочешь, ныть-то оно проще да приятнее! Но вот пока ты наматываешь сопли на кулак, ты всё так же продолжаешь жить в говне, между прочим! Что? Дядя Вася что ли пришёл и устроил из твоей жизни ад? Да даже если дядя Вася, то впустил-то его в квартиру ты! Прекрати пускать дядь Вась, которые всё портят, перестань сам быть дядей Васей для себя, и всё будет зашибись!
Первые им отвечают: не у всех и не всегда есть силы бороться со всеми дядями Васями на свете. Вась много, а ты у себя один. Твои чувства – важны, твой страх вызван отсутствием поддержки, а призывами засунуть его себе поглубже ты только усугубляешь проблему. Всегда быть сильным, ловким, умелым можно только, если тебе 7 лет, а по ящику «Джунгли», но мы давно выросли, наше детство – сборник травм. Иногда нужно просто полежать, и чтобы о тебе заботились.
Вторые поднимают крик в том ключе, что пока ты лежишь, мир окончательно рухнет. Что заботиться о себе нужно самостоятельно, путём вытаскивания себя вот из этого всего. Что скулить под радиохэд можно, когда тебе 15 и мамка регулярно выдаёт карманные, а папка подзатыльники. Что вот у вас нифига и не получается, потому что «в любой непонятной ситуации ложись спать».
– Невротики! – орут им первые.
– Соплежуи! – отвечают вторые.
– Да вы просто жизни не видели, вот поэтому!.. – приходят к общему выводу друг о друге оба лагеря.
Однако, в данном случае, истина, на мой взгляд, где-то между.
И пока одни делают себе татуировки с лягушкой, взбивающей молоко, а другие создают группы поддержки нытиков со строгой модерацией, меня не оставляет мысль, что вся проблема, как обычно, в терминологии. Ведь, как известно, это только вам кажется, что если вы говорите «яблоко», то ваш собеседник слышит «яблоко», а не «жопа» или там «бей жидов».
Вот есть фраза «ты во всём виноват».
Как её понимают наши пушистики? Что ты плохой, некачественный человек, который сознательно сделал гадость себе и людям и теперь вполне закономерно несёшь за неё ответственность тем, что собственно страдаешь. Они понимают вину как «то, за что наказывают». И в прекрасной чистой ярости готовы разорвать любого, кто скажет, что на жертве есть часть вины. «Жертва всегда жертва, а если ты против, сейчас останешься без причиндалов!» – говорят они и, в общем-то, правы по своему.
А что под этими же словами понимают наши друзья с плёткой? Что виновник – это тот, из-за кого. Неважно, хорошее ли, плохое ли. «Ну есть же элементарные причинно-следственные связи», – говорят они, – «если ты оставил ключи в квартире и захлопнул дверь, выйдя в халате покурить, это значит, ты сам причина события «прыгать в коридоре синим от холода и набирать телефоны друзей». Не астрология, боженька или злой умысел. Да, ты виноват в этом, но это же не смертельно. Просто в следующий раз так не делай». Эти вторые понимают вину как часть аналитического процесса, в котором «кто виноват» служит для построения фазы «что делать». Раз это всё твоя вина – значит и разгрести сможешь сам. Так что это клёво и здорово, всё в твоих руках, парень! (Хоть эти руки и кривоваты иногда.)
В результате этой путаницы человеку с оторванной рукой прописывают пинок-форте вместо анальгетика (Не, ну а чо? Будет знать, авось вторую руку не сунет туда, где первую отфигачило), а дебила, регулярно лижущего розетку, гладят по голове и объясняют, что он самый лучший и у него всё получится, вот сейчас из больнички выйдешь, и всё хорошо будет, вот тебе апельсинов.
Но давайте помнить, что:
1. У всех своя жизнь, свои ошибки и свои синяки.
2. Иногда поплакать – это и правда решение проблемы.
3. А иногда нет.
4. Люди (в т.ч. и психологи) используют слова как попало или как считают нужным, при этом, не всегда удосуживаясь пояснять термины.
5. Люди любят верить в волшебные таблетки и не хотят задумываться над причинами своих проблем.
6. Люди не любят меняться, они хотят устранять симптомы и ехать дальше на тех же алгоритмах, что и были, прогиная жизнь под себя и дальше.
7. Под этот запрос и была сформирована исторически сложившаяся психология и психотерапия, за редкими исключениями психологов-практиков, работающих по совести с причинами, а не симптомами.
Основная проблема библейских психологов в том, что делая первый шаг и говоря: примите себя такими как есть и примите ситуацию в которой находитесь, они не говорят о том, что надо найти причину разрыва диалога с Жизнью и Богом, изменить ключевое нравственное мерило, сформированное убеждение, которое приводит в результате к повторяющимся проблемам.
Поскольку психология в своей подавляющей массе атеистична, то психологи, будучи заложниками своей парадигмы, просто отрицают наличие объективных идеалов Свыше, к которым нужно стремиться и с которыми нужно соотносить свою нравственность (свои «хорошо» и «плохо»), используя совесть. Они упорно не хотят замечать того, что человек всегда стремится обрести некий смысл в том, что он делает, но смысл всякой деятельности лежит вне её самой, мы можем найти его только приподнявшись над ситуацией, найдя объективные причины и субъективный выбор, который привёл человека в эту ситуацию и те возможности, которые раскрывает перед человеком эта ситуация. Отрицая такой смысловой анализ и упрощая психику до примитивных инстинктов самосохранения, саморазрушения и шаблонов поведения взятых из культуры, создаётся некая шизофрения, что всё субъективно, всё иллюзия, объективного мира не существует, оценивать что-то — это плохо и т.д. На таких алгоритмах далеко по жизни не уедешь, будешь только прокачивать свой демонизм.
Что же можно предложить взамен этим двум противоборствующим лагерям?
Действительно, в жизни каждого человека бывают моменты, когда теряется осознание смысла или совершаются ошибочные выводы или принимаются неверные решения. И брать себя в ежовые рукавицы, как можно быстрее затыкая щель, заставляя себя что-то делать или наоборот убегать от проблемы в апатию, депрессию и т.п. – это не лучшие выходы. Я рекомендую в таких случаях следующее:
1) Остановить суету, успокоиться и трезво посмотреть на ситуацию с разных сторон, описать её.
2) Вспомнить о том, что Бог не тиран и не садист и всё что происходит, свершается наилучшим возможным образом при имеющейся нравственности человека.
3) Постараться найти то нравственное мерило, убеждение (или их совокупность), которое привело в эту ситуацию и пересмотреть его. Это не так-то просто, но для этого разработана методика в 6 занятии по самообразованию и не всегда удаётся сделать это самому, иногда нужна помощь человека-диалектика, который будет задавать вопросы. Как правило это корневое убеждение сформировалось в какой-то травмирующей ситуации, когда кто-то поступил с вами несправедливо или не позволил вам удовлетворить какую-то потребность, вследствии чего вы перестали доверять людям, Жизни и сформировали защитные механизмы, заглушающие вашу чувствительность.
4) Если даже прямо сейчас вы не понимаете всей причинно-следственной связи событий и не получается выявить нравственное мерило, нет диалектика, который может задать вопросы, а брать себя в руки и что-то менять прямо сейчас не хочется, нет сил, свободной энергии, то просто побудьте в этом состоянии и зафиксируйте свои мысли и ощущения. Используйте время фрустрации и прокрастинации с пользой, погуляйте, почитайте, понаблюдайте за собой. Ваши лучшие помощники – это блокнот и ручка. Заполняйте таблицы, отвечайте на разные вопросы, которыми изобилуют наши занятия, статьи, психологические книги, которые мы публикуем в наших группах. Обратитесь к Богу напрямую в молитве со своими вопросами. Особенно полезно это делать перед сном и с утра фиксировать сны и пришедшие к вам мысли. Всё это будет отличной подготовкой перед основной работой с психологом-диалектиком по возвращению целостности и диалога с Богом (Жизнью).
5) Главное поймите, важно не просто решить одну проблему, а выработать у себя такую культуру мышления (диалектику), с которой в дальнейшем любые проблемы будут не страшны, а для этого вам надо освоить базовые навыки по настройке своей психики: говорить «цыц» я-центризму, ставить вопросы: «в чём прав другой человек?», «в чём права жизнь?», настройка по камертону, пересмотр нравственности, самообладание, моделирование по полной функции управления и т.д.
6) Прислушайтесь к ощущениям в своём теле, оно, по сути, является проекцией психики, поэтому работа с телом, вниманием, осознаванием накопившихся в теле зажимов и высвобождением этой энергии через движение, ходьбу, гимнастику, плавание, упражнения, боевые искусства, аутентичный танец, массаж, баню, голосовые упражнения, прогулки на природе и другие практики является хорошим подспорьем в деле преображения психики и повышения качества жизни. Для развития навыка осознанности предлагаем упражнение из эксперимента #2
Заметки о самообразовании #16
Привет, друзья! Давно не писал заметок, но время не прошло зря — у меня накопилась очень важная информация, которая перевернула моё представление о том как работает психика и откуда в ней появляется эго — ложное «я» (я-центризм), так что готовьтесь, буду подвергать сомнению многие привычные вещи! Сразу скажу, что мозаика у меня сложилась, куда надо двигаться и как применить на практике то, что мы уже несколько лет осваиваем в теории. Что-то я уже начал на себе применять, есть результаты и надеюсь, вам эта информация будет тоже полезна.
Начнём с того, что такое убеждение. Принято считать, что убеждения — это хорошо. А вы никогда не задумывались о том, что само слово «убеждение» произошло от слова «беда»? И что же тогда хорошего в убеждении?
Убеждение = накрепко затверждённое мнение, ставшее результатом отрицательного опыта. Беда научила, убедила, «Укатала»…
Давайте, положа руку на сердце, дадим себе честный ответ на вопрос: может ли понятие, смысл которого коренится в беде, в прямом смысле навеянное бедой, иметь положительный смысл? Конечно нет. Иметь убеждения — плохо. Ибо все убеждения — происходят из отрицательного опыта, «от противного», от беды. Твёрдые убеждения — ни что иное, как надгробные плиты над похороненной под ними живой мыслью, некогда искрящейся любовью к миру и бытию.
Убеждения — бетонные заборы, которые нас разделяют по всевозможным признакам: культурным, партийным, идейным, религиозным… Глобалистическая система, действующая по принципу «разделяй и властвуй», намеренно создаёт почву для зарождения в наших умах не живой мысли, а убеждений.
В терминах гештальт-терапии есть такое понятие — интроекция. Вот как это описывается:
Наш рост обеспечивается способностью различения, которая сама является функцией границы между «я» и другим. Мы что-то берем из среды и что-то ей возвращаем. Мы принимаем или отвергаем то, что среда может нам предложить. Но мы можем расти, только если в процессе принятия в себя мы полностью перевариваем и тщательно ассимилируем то, что получили. То, что мы реально ассимилировали, становится нашим собственным, так что мы можем делать с этим все, что нам угодно. Мы можем сохранить это для себя или отдать в новой форме, приобретенной благодаря ассимиляции. Если же мы проглотили нечто, не разжевав, приняли без различения, — оно становится чужеродным телом, загнездившимся в нас паразитом. Хотя оно может казаться нашей частью, на самом деле это не так, оно остается частью среды.
Физический процесс роста посредством ассимиляции, то есть разрушения и переваривания, — легко наблюдать. Пища, которую мы получаем, требует не проглатывания целиком, а пережевывания (что начинает процесс ее разрушения) и переваривания (что продолжает процесс дальнейшего превращения пищи в химические частицы, которые организм может использовать). Физическая пища, хорошо переваренная и ассимилированная, становится частью нас самих, превращается в кости, мышцы и кровь. Но пища, которую мы глотаем целиком, которую мы заталкиваем в себя не потому, что мы ее хотим, а потому что нас заставили ее есть, тяжестью ложится на желудок. Она создает нам неудобства, мы хотели бы выбросить ее из себя, освободиться от нее. Если мы не делаем этого, если мы подавляем свой дискомфорт, свою тошноту и желание избавиться от этой пищи, мы можем в конце концов все же ухитриться ее переварить, — или она нас отравляет.
Психологический процесс ассимиляции в значительной степени похож на физиологический. Понятия, факты, нормы поведения, мораль, этические, эстетические, политические ценности — все это первоначально приходит к нам из внешнего мира. В нашем уме нет ничего, что не пришло бы из среды, но в среде также нет ничего, для чего не существовало бы органической потребности, физической или психологической. Все это должно быть переварено и усвоено, чтобы стать подлинно нашим, частью нашей личности.
Если же мы некритически, целиком принимаем что-то на веру, потому что кто-то так сказал, или потому что это модно, или безопасно, или соответствует традиции, или, наоборот, потому что это не в моде, опасно или революционно, — все это откладывается в нас тяжелым грузом. Это несъедобно, это чужеродные тела, хотя мы и дали им место в своем уме. Такие непереваренные установки, способы действия, чувства, оценки психологически называются интроектами, а механизм, посредством которого эти чуждые образования попадают в личность, мы называем интроекцией.
Факты и установки, на которых строится наша личность, то есть психологическая пища, которую предлагает нам внешний мир, должна быть точно так же ассимилирована, как наша физическая пища. Она должна быть деструктурирована, проанализирована, разъята, а затем собрана вновь в такой форме, в какой она окажется для нас наиболее ценной. Если она просто проглочена целиком, она ничего не дает для развития нашей личности. Напротив того, она превращает нас во что-то вроде комнаты, настолько заваленной чужими вещами, что в ней не хватает места для наших собственных. Она превращает нас в мусорную корзину, наполненную чуждой и ненужной нам информацией. Самое худшее состоит в том, что этот материал имел бы для нас огромную ценность, если бы мы обдумали его, изменили и трансформировали его в себе.
Таким образом, интроекция — это невротический механизм, посредством которого мы принимаем в себя нормы, установки, способы действия и мышления, которые в действительности не являются нашими собственными. При интроекции мы сдвигаем границу между собой и остальным миром так далеко внутрь себя, что от нас почти ничего не остается.
Возникает естественный вопрос: каким образом формировать своё мировоззрение и нравственность, так, чтобы в них не было убеждений-интроектов? Для этого надо сначала понять, что такое невроз (на нашем языке — разрыв диалога с Жизнью) и каков механизм создания я-центризма, подмены чувств души на эмоции и интеллект, обслуживающий эго.
Подробно эта тема описана в книге Артура Янова «Первичный крик», здесь же кратко опишу основные тезисы:
Итак, все проблемы идут из детства, ребёнок рождается с набором естественных базовых потребностей (в любви и заботе). Родители будучи невротиками, в той или иной степени, не могут удовлетворить этих потребностей, причиняя тем самым боль, которая накапливается и в какой-то момент происходит первичная травмирующая сцена и первичная боль вытесняется в бессознательное, сознание расщепляется, создаётся ложное я — эго, которое не принимает реальной информации от Жизни, блокирует её и изменяет поведение, чтобы подстроиться под ситуацию, вызывая изменения в физиологии, выстраивая защитную систему на уровне тела и психики.
Я-центризм — это следствие расщепления сознания ребёнка, отделения себя от души (своего истинного я), за счёт создания ложного я — эго, которое не имеет реальных потребностей и не испытывает реальных чувств, создаёт систему защиты для их удержания, играет разные роли (родителя, взрослого, ребёнка) для удовлетворения символических не реальных компенсаторных потребностей, которые снимают напряжение, вызванное системой защиты.
Чтобы это исправить, необходимо сломать систему защиты эго, прожить первичную боль, полностью освободив себя от всего наносного, отыгрывания ролей, символических потребностей, вернуть себе чувствительность и целостность, способность ощущать всю полноту жизни.
Исходя из первого занятия по самообразованию, мы знаем, что есть образы конкретные, а есть абстрактные, а информация бывает первичной, ответной и оперативной. Почему при переосмыслении нравственности не достаточно вывести на уровень сознания абстрактные образы, описать их лексикой, наложить реальные ситуации, задекларировать новую нравственную оценку и расставить приоритеты в иерархии значимости? Почему даже после декларации человек часто испытывает сильное желание сделать что-то, что не соответствует его новой нравственности?
Дело в том, что есть запрятанная в глубинах психики первичная информация (из первичной травмирующей сцены), которую безсознательное не выдаст на уровень сознания, пока работает система защиты (т.к. она связана с болью), но которая оценивается как очень значимая и в соответствии с этой информацией безсознательное пытается выстроить линию поведения, компенсировать ту потребность, которая в детстве не была удовлетворена. И только после того, как защита будет ослаблена (это достигается с помощью определённых упражнений и создания благоприятной обстановки), мы сможем погрузиться в первичное состояние, прожить ту боль, которую не могли переносить когда были ребёнком и восстановить диалог души с Жизнью. Это позволит идти по жизни не через выстраивание интеллектом схем и шаблонов, а через чувствование своей интуиции, подсказок совести в каждой конкретной ситуации. При проживании первичной боли человек соединяет воедино: свои чувства, их интеллектуальное описание, ощущения в теле.
То, что предлагается в наших занятиях как самообладание, навыки говорить «цыц» своему я-центризму, задавать вопросы в чём прав другой человек — это несомненно тоже важные навыки, они помогают на начальном этапе остановиться и поменять вектор своего движения, это как ручной тормоз, можно постоянно держать руку наготове, но это создаёт неимоверное напряжение и не помогает обрести свободу. Можно научиться контролировать интеллектом свои эмоции, находить правду в общении с другими, но так и не научиться слушать и чувствовать себя самого.
Если идти по пути только самообладания, можно очень сильно себя загрузить и только углубить свой невроз, усилив систему защиты такими крутыми навыками как диалектика (на самом деле псевдо-диалектика, т.к. невротик не может применить диалектику к самому себе) и доту. Путь самообладания — это по сути бихевиоризм, рефлексотерапия, выработка у себя новых условных рефлексов без возврата себе первичной целостности духа, души и тела.
Друзья, предлагаю перейти к новому этапу преображения себя и сменить вектор: от самообладания к самоосознаванию, к снятию защитной системы панциря я-центризма, высвобождению чувств и первичной боли, восстановлению чувствительности и диалога с Богом, целостности духа, души, тела.
В этом деле вам поможет упражнение Осознавание (читайте выше)
Книги: Артур Янов — Первичный крик, Анар Мамедов — Депрессия. Как выбраться из чёрной дыры, Джон Энрайт — Гештальт, ведущий к просветлению, Михаил Зощенко — Перед восходом солнца и другие книги и аудиокниги, которые мы будем публиковать в группе концептуальная психологияhttps://vk.com/concept_psihologi
Но самое главное — это диалог с человеком, который сам прожил первичные состояния и сможет вас провести безопасным способом по этому пути, помочь освоить навыки описания, выражения чувств, самоосознавания. Я благодарен жизни, что мне такой человек встретился и процесс проживания у меня запущен.
Для тех, кому интересна тема первичной терапии, я открыт к диалогу, собираюсь в будущем описать это подробнее, возможно снять видео и провести конференцию. Наши занятия по самообразованию будут постепенно дополняться упражнениями для получения опыта переживания чувств и их выражения.