Акты самораскрытия являются проявлениями подлинной субъектности их автора. Совершая их, участник группы меняет ситуацию в группе для каждого из присутствующих и для самого себя в значимом для группы направлении, иными словами проявляет себя как субъект. Никто не должен понуждать участников к самораскрытию и откровенности – эти акты могут быть только результатом свободного выбора каждого члена группы. Нужно иметь в виду, что самораскрытие – это всегда риск. Решаясь на откровенность, человек проявляется не только как субъект, свободно преображающий ситуацию вокруг себя, но и как субъект, действующий ответственно. Участник группы, совершающий акт самораскрытия, отражается в сознании участников группы и своём собственном. Отражённая субъектность индивида, свободно и ответственно идущего на риск самораскрытия, стимулирует самораскрытие других.
Следует заметить, что, человек, совершая акт самораскрытия, отражается как субъект не только в других, но и в себе самом, приобретая таким образом субъектную представленность в себе. В результате у него возрастает доверие к себе, он обретает новую глубину искренности в отношениях с другими.
Важнейшим условием появления в группе актов самораскрытия является открытость ведущего, иными словами, его собственная субъектная позиция. Когда ведущий отвечает на вопросы участников группы открыто и прямо, когда он не маскирует, не скрывает и не боится своих чувств, тогда в группе постепенно устанавливается понятная всем норма самораскрытия, выражающая оптимальную для данного этапа работы группы глубину откровенности: слишком большая открытость, как и излишняя закрытость могут вызывать серьёзное напряжение в группе. В отношении самораскрытия ведущего кинотерапевтической группы вполне уместно высказывание Р.Кон: «Дать меньше, чем нужно – воровство, дать больше – убийство». Заметим, что глубина откровенности в группе не является постоянной и может изменяться. Изменение нормы самораскрытия происходит постепенно в результате новых актов самораскрытия членов группы. Если предлагаемая участником группы новая глубина откровенности принимается группой, она становится новой нормой. Очевидно, что такое действие члена группы является действием за границами определённости (неадаптивная активность), следовательно, его автор обретает в сознании других участников группы и в своём собственном идеальную представленность как отражённый субъект. Самораскрытие и искренность становятся механизмами личностного развития и групповой динамики. Человек может вытеснять или подавлять какое-то содержание своего опыта, так что этот опыт даже не осознаётся им самим, но если во время просмотра фильма или его обсуждения у него возникли какие-то переживания или воспоминания о своей жизни, то рассказ о них уже есть акт самораскрытия.
Для описания личностной динамики в условиях кинотерапевтической группы мы используем специальное понятие – подвиг. Этим понятием мы обозначаем сознательное действие какого-либо из членов группы, подвигающее их автора за пределы типичных для него стереотипов социального взаимодействия и эмоционального реагирования. Подвиг является предпосылкой преобразования группы в целом: как феномен он одновременно является событием, отражающимся и во внутреннем пространстве его автора (субъектный вклад индивида в себя), и во внутреннем пространстве группы как целого (интерсубъектная отраженность). Изменения в состоянии и поведении членов группы при актуализации образа ситуации, в которой был совершён подвиг (отражённая интерсубъектность), и есть минимальное количественное изменение в психотерапевтической группе. Количественные накопления в группе ведут к её качественным изменениям.
Перефразируя известное выражение, можно сказать: в кинотерепевтической группе всегда есть место подвигу. Его конкретные проявления в группе весьма разнообразны, но они всегда – события, преобразующие и их автора, и окружающих. Подвигом, например, является:
— осознанное действие в направлении реализации изменений, предусмотренных терапевтическим контрактом (отказ от опеки, когда реально никто, кроме опекающего, в ней не нуждается; то же самое: контроль, поиск компромисса между позициями членов группы);
— подлинность (свободное и искреннее выражение своих мыслей, чувств и переживаний);
— активность в субъективно сложных ситуациях (например, оставаться в контакте с группой для того, кто привык обижаться и убегать – это подвиг);
— реализация на поведенческом уровне конструктивных достижений в осознании психологических проблем и конфликтов, психологических защит, рассогласований между образом «Я» и восприятия себя другими.
Подвиг всегда заметен в группе, которая, оказывая его автору эмоциональную поддержку, превращает его в групповую норму. Мы полагаем, что подвиг является единицей психотерапевтического процесса в кинотерапевтической группе. В нём пересекаются и личностная, и групповая динамика.
Березин «Кинотерапия и кинотренинг»