Контактная импровизация — это вид современного танца, позволяющий двум (или нескольким) партнёрам вести спонтанный телесный диалог через кинетические, чувственные сигналы, распределения веса и инерции, ограниченный только физическим законами. Здесь нет заучивания схем движения. Слушая своё тело, мы ищем свой танец, своё движение, которое рождается здесь и сейчас с партнёром, с группой, пространством в близком контакте и на расстоянии.
Часть 1
Контактная импровизация — это вид современного танца, позволяющий двум (или нескольким) партнёрам вести спонтанный телесный диалог через кинетические, чувственные сигналы, распределения веса и инерции, ограниченный только физическим законами. Здесь нет заучивания схем движения. Слушая своё тело, мы ищем свой танец, своё движение, которое рождается здесь и сейчас с партнёром, с группой, пространством в близком контакте и на расстоянии. Это форма танца с партнёром, основанная на физических принципах прикосновения, инерции, обмена весом, и следовании единой точке контакта. Она была придумана в 1972 году Стивом Пэкстоном, который объединил свой опыт танцора модерна и Айкидо в процессе исследований со студентами и коллегами. Эта танцевальная практика исследует навыки падения, перекатывания, контрбаланса, поддержек с минимальными усилиями и то, как становиться в поддержке легче, техники центрирования и дыхания, а также способность быть чутким к партнёру и окружающей среде.
Сразу оговорюсь, что понять это явление, только читая статьи и просматривая видео, не пробуя на практике, невозможно в полной мере, так что моя задача сводится только к субъективной интерпретации полученного реального опыта, который возможно отзовётся и будет полезен кому-то ещё.
Сначала может показаться, что это и не танец вовсе, а какие-то акробатические упражнения, что-то среднее между спортом и боевыми искусствами, но для меня Контактная импровизация — это Танец с большой буквы, т.к. он подразумевает максимум творчества и минимум условностей и правил. Он основан не на заучивании каких-то движений и их повторении, а на освоении принципов, к которым может прийти любой человек, изучающий своё тело и как оно может взаимодействовать с другим телом, если проводить исследования длительное время.
Именно исследованиями мы и занимаемся на занятиях по КИ. Часто даются такие задания типо — найдите 3 способа безопасного падения. Преподаватель как бы задаёт направления исследования, после чего мы делимся своими открытиями.
Какая-то часть контактной импровизации вложена в более широкое понятие танцевально-двигательной терапии, а та в свою очередь в телесно-ориентированный вид психотерапии, хотя терапия и не является в КИ самоцелью, а скорее побочным эффектом. Эти практики уже давно изучены и успешно применяются в работе над физиологическими и психологическими проблемами. Я не ставлю задачу здесь описывать подробно эти системы психотерапии, историю их появления, авторов и т.д., кому интересно, есть википедия, яндекс, ютуб и даже разработаны целые учебные пособия на эту тему. Я считаю, что нам стоит использовать те рабочие инструменты, которые уже имеются в культуре, но, разумеется, с умом и творчески, под конкретные задачи и цели.
Часть 2

Первое, что меня впечатлило на занятиях по КИ — это так называемый «приход в себя» через осознание ощущений в своём теле (телесную осознанность) и «маленький танец», чувствование своего веса, его перетекание (внутренние микро движения), постоянное подстраивание вестибулярного аппарата, выстраивание структуры тела, из чего в дальнейшем рождается соло танец в контакте с полом.
Кстати, пол, как оказалось, является очень хорошим и надёжным партнёром, на которого можно положиться! 😉 Забегая вперёд, скажу, что когда учишься танцевать соло, ловить волны внутри себя, следовать за ними, тогда и контакт с другими получается более насыщенным, спонтанным и творческим.
Когда после дневной суеты приходишь на занятия, ложишься на пол и начинаешь осознавать своё тело, его вес и структуру, перемещать внимание на разные части тела, в себя и в среду, постепенно возвращаешься в момент здесь и сейчас, учишься слушать себя, отбрасывая все шумы, ненужные мысли, не актуальные сейчас планы, цели и т.д.
Не надо никуда бежать, не надо выполнять план по физической активности, можно просто полежать и поперетекать, прочувствовать каждую мышцу и каждую клетку, побыть в моменте, погонять мурашки по телу, посмотреть на других людей.
Смотрение — это тоже крутая практика, можно всё занятие просто лежать и смотреть, как другие танцуют, это очень интересный опыт. Постепенно эти практики осознанности тела начинаешь вводить в свою повседневную жизнь – это можно делать повсюду – в магазине, в троллейбусе, на остановке, на природе и т.д.
Часть 3

Роль преподавателей.
Я побывал на занятиях у очень многих преподавателей из Москвы и из других стран и каждый раз был в восторге от такого разнообразия в подходах к преподаванию, от уровня подготовки и душевности передачи информации.
Один и тот же навык можно освоить совершенно разными способами. Большое значение имеют метафоры, сравнения, аналогии, представление которых в своём воображении позволяет быстрее погрузиться в процесс и достичь нужного состояния.
Приведу пару примеров — попробуйте походить, представляя, что вам залили много масла в суставы и они стали очень подвижными или представьте, что ваше тело состоит из бабочек, которые то разлетаются, то собираются обратно в структуру. Как вам такие метафоры?
Есть преподаватели, которые дают очень хорошую базу – основные навыки и принципы для новичков и не только, есть преподаватели, которые дают какие-то фрагменты но в углубленном виде. Я рекомендую не ограничиваться кем-то одним и походить к разным, обогатив свой опыт.
Упражнения с партнёрами. Прикосновения, передача веса.
Одним из самых ярких впечатлений для меня является момент, когда два веса, два тела становятся одним целым, некой субстанцией, которая перетекает, меняя структуру, уровни и направление движения. Этот момент слияния сложно вычленить из танца, он растянут во времени. Если вы, например, хотите перенести какой-то груз из пункта А в пункт Б, то есть чёткий момент, когда вы взяли в руки этот груз и оторвали от пола, перенесли и затем поставили. В контактной импровизации всё иначе.
Есть два тела, у которых есть центры тяжести, они передвигаются, взаимодействуют, в какой-то момент твой центр оказывается выше центра партнёра и как следствие, отрываются от пола одни конечности (например, ноги), затем полёт с опорой на точку контакта и затем опускаются на пол эти же или другие конечности (например, руки), но поскольку это происходит плавно, естественно, как бы само собой, ты успеваешь «прорасти» в другого человека и открываешься встречному потоку, и вот уже ситуация поменялась и твой центр принимает центр партнёра и эта смена длится много раз, и ты перестаёшь отслеживать где именно находится твой центр, но при этом ты чувствуешь общий вес. И если это происходит довольно быстро, то спиральные и волнообразные движения создают ощущение полёта, если же это происходит медленно и ближе к земле, то создаётся ощущение плавания и погружения куда-то в глубину, в воду.
Сколько же радости доставляет такое взаимодействие с другим человеком! Вы встретились на время, вы ничего друг другу не должны, вы можете поиграть и порадовать друг друга. Так наверное резвятся кошки и другие животные на природе.
Что развивается в этом взаимодействии – это доверие себе и другому, снятие блоков, зажимов, открытие для себя новых движений и возможностей, чувствование другого.
Одним из открытий для меня было то, что руки, как и ноги, могут служить вполне надёжной опорой, и когда начинаешь осваивать эту опору, то перестаёшь цепляться ногами за землю и «врастать в неё корнями». Когда начинаешь чувствовать безопасность движения вверх и тянешься туда руками, партнёру твой вес становится как пушинка и даже хрупкие девушки могут спокойно делать поддержку для крупных парней, используя не силу мышц, а скелетную структуру тела и принципы механики.
Часть 4

Ещё одним открытием для меня стало отношение к падению не как к чему-то плохому и опасному, а как к части движения, которое не останавливается, а продолжается. Если смотреть с этих позиций, то весь танец состоит из маленьких взлётов и падений, и когда отрабатываешь навыки смены уровней (верхний, средний, нижний), то становится совсем не страшно падать, получаешь от этого удовольствие. Правильно падать – это то чему учат в первую очередь в боевых искусствах и на занятиях по КИ для начинающих.
В обычной жизни спектр наших движений довольно узок – это ходьба, сидение, стояние, лежание, выполнение каких-то операций руками, у кого-то есть тяжёлые, даже травмирующие нагрузки, но мало кто в течение дня позволяет своему телу подвигаться так, как оно того хочет: поваляться, поперекатываться, покувыркаться, попрыгать, покрутиться – делать всё то, что так любят дети, ещё близкие к природе и не забитые правилами взрослых.
Многие упражнения, которые даются на занятиях по КИ можно практиковать и дома. Если у вас есть девушка/парень, то занимаясь вместе, вы сможете выйти на высокий уровень близости, чувствования и понимания друг друга, ведь в танце мы проявляем себя так же как в жизни.
Если вам кажется что такой уровень близости, который предлагается в КИ для вас пока слишком, если вы боитесь прикосновений и уютно себя чувствуете в своём панцире, из которого не хотите вылазить, то возможно заниматься КИ для вас пока рановато, хотя именно классы для начинающих, возможно, помогут вам избавиться от страхов.
КИ помогает переключать внимание с сексуальной энергии на другие более «тонкие» или «высокие» вибрации, способствует самоконтролю и восприятию партнёра не как объекта вожделения противоположного пола, а как Человека со своей душой, брата/сестру/товарища.
Кстати, не рекомендую избегать в партнёры однополого человека – это отличный опыт, который вы не получите с противоположным полом. Ну и когда вы освоите базовые навыки и ваше внимание не будет скованно на своём теле, вы сможете получить опыт танца сразу с несколькими партнёрами – это практика, которую сложно описать, но она даёт очень классные ощущения сопричастности, единства, сотворчества и, к сожалению, не так часто практикуется на джемах.
Есть ещё такое явление в контактной импровизации, как перфоманс — представление для зрителей, но это явление требует отельного рассмотрения, возможно опишу в будущем. Иногда на занятиях по КИ устраивают небольшие перфомансы и это очень интересный опыт как с точки зрения наблюдения, так и участия.
Часть 5

Хочу танцевать, но боюсь!
Вы хотите, но боитесь контакта с другим человеком? Вы хотите, но боитесь телесных прикосновений?
А может быть вы боитесь, что не сможете проявить себя на должном уровне, не соответствовать какому-то образу?
Но всё же вам интересно! Вам хочется исследовать себя, попробовать что-то новое и этот интерес перевешивает страх и вы решаетесь прийти на наше занятие по контактной импровизации.
Хотите узнать, что вас ожидает? Немного приоткрою занавес.
Нет, сейчас я не буду писать про упражнения, чему будем учиться и как. Это вы можете прочитать в анонсах или посмотреть в видео-роликах.
Сейчас я расскажу вам про ваш первый или точнее несколько первых танцев на джеме, про ваши первые самостоятельные шаги без ведущего. Да, да… После упражнений и практик вы отправляетесь в «свободное плавание».
Ваши страхи сразу никуда не денутся, они будут с вами, но если интерес пересилит, вы их немного подвините в сторону и попросите подождать. Ок, они не против, возможно потому, что доверительная обстановка и атмосфера располагает…
Итак, чего из этого может получиться?
Допустим, вы встречаетесь в танце с таким же неопытным новичком. Тогда вы оба в одинаковой позиции. Вспоминается мультик про котёнка Гав «а давай бояться вместе». Вы боитесь, но прикасаетесь, прикасаетесь, но боитесь. Упс, уже не боитесь, уже двигаетесь в каком-то потоке и он несёт вас, наполняя радостью и восторгом. Ой, поток прервался, потерялся контакт, теперь неловкость. Но интерес снова берёт верх, и вот снова этот поток. И тут включается внутренний ребёнок, который как бы говорит: «а давай просто поиграем и будь что будет»… В общем, вы очнетесь спустя какое-то время, офигевая от самих себя. Неужели это был(а) я? А чё, так можно? А что, меня никто не осуждает и не оценивает? Вот это да! Спасибо тебе, пойду ещё с кем-нибудь потанцую! )))
Часть 6

Допустим, вы встречаетесь в танце с тем, кто уже давно танцует и умеет делать разные акробатические приёмы, на которые даже смотреть страшно, не то, что делать. И тут включается голос: «я не смогу, я не умею, я недостойна, а что если ему (ей) не понравится?…» и т.д.
Ох уж этот голос… Он же не знает, что в голове у партнёра и что может получиться из этого контакта. А я знаю и расскажу, возможно вам это как-то поможет.
Итак. Танец и контакт ценен сам по себе вне зависимости от уровня подготовки! Почему так, сейчас объясню.
Если человек прокачан телесно и психологически, он уже ничего не ждёт от контакта, он принимает любой вариант, он готов ко всему (ну или почти ко всему). Он наслаждается танцем на том уровне раскрепощения, который есть. Он исследует и вы исследуете. И в какой-то момент рождается МЫ.
Это «мы» начинает жить своей жизнью, для него не важно, какой вклад делает каждый по отдельности, важно подольше оставаться на этой волне, чтобы закрепить в сознании это ощущение: «я часть чего-то большего, вместе мы можем то, что не можем по отдельности». Если удастся словить это ощущение, то всё, поздравляю, вы подсели на этот наркотик.
Вы будете продолжать исследовать себя, эксперементировать, изучать разные приёмы, но вы будете стремиться к этому ощущению МЫ. И для этого не важен уровень подготовки, важен интерес и готовность идти на страх.
Да, бывают ситуации, когда контакт с кем-то не вяжется или получается немного скомканным, но ведь эта игровая ситуация и атмосфера как раз и нужна для экспериментов, вы отмечаете про себя какие-то особенности и продолжаете исследование и саморазвитие.
Я знаю, что этот пост будут читать люди, которые хотят, но боятся контактировать, так сказать, созревают для контакта. Ребята, приходите со своим страхом и расскажите про него. Когда вы это сделаете, вы увидите, что он отходит в сторону, уступая место вашему интересу, желанию и даже потребности в телесном контакте.